Во вторник стало известно, что во Франции Версальский апелляционный суд лишил родительских прав российскую гражданку Наталью Захарову, которая в течение шести лет добивается возвращения ей дочери, Марии Захаровой-Уари. Согласно вердикту французских судей, все права на девочку переданы ее отцу – бывшему мужу актрисы Захаровой Патрику Уари. Именно он инициировал это разбирательство, обратившись в суд с просьбой установить его единоличную опеку над дочерью.
Как сообщила Наталья Захарова, Версальский суд принял окончательно решение по этому делу еще 7 июля 2004 года. Ранее утверждалось, что разбирательство должно быть завершено во вторник, 13 июля 2004 года. «Суд принял решение по секрету», — заявила Захарова в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
По словам Захаровой, ее саму никто даже не известил о происшедшем – решение было выслано судом адвокатам Патрика Уари, а также судье по детям Анн Валентини.
Несколькими днями позже Захарова узнала: в документе сказано, что ее лишают родительских прав «на основании рапортов психолога социальной службы 1998 года». Как сказала актриса, «на основании рапортов социальной службы родительские права у нее отнимаются».
Как уже рассказывала «Газета.Ru», Наталья Захарова вступила в брак с гражданином Франции Патриком Уари в 1994 году. В 1996 году супруги развелась. Тогда суд постановил, что их дочь Маша останется с матерью, а отец получит возможность посещать ребенка и забирать его к себе на выходные на два месяца. Тем не менее девочка прожила с Захаровой недолго. Сначала актриса сама обратилась за помощью к представителям социальных служб – она заявила, что дочь вернулась после пребывания у отца, захотевшего провести с ребенком целый месяц, с синяками и в состоянии эмоционального потрясения.
В 1998 году суд по правам детей подтвердил, что в доме у Уари с Марией жестоко обращались, и без объяснений принял решение забрать ребенка не только у отца, но и у матери — девочку отправили в приют, а в 1999 году передали в приемную семью.
В течение полутора лет Захаровой вообще не разрешали встречаться с дочкой. Потом встречи раз в месяц разрешили – но только в присутствии французских психологов. Все это время Уари разрешалось общаться с дочерью, а также брать ее на выходные. И теперь отец, теоретически, может забрать ребенка из приемной семьи, сообщает «Эхо Москвы», но, по некоторым данным, делать этого он не хочет. Все это время Наталья Захарова безрезультатно пытается добиться возвращения дочери.
В том, что и на этот раз французские судьи не пойдут ей навстречу, актриса была уверена с самого начала процесса в Версальском апелляционном суде. В июне 2004 года после одного из заседаний она заявила журналистам, что «адвокат сказал готовиться к самому худшему». «Судя по реакции судей, они уже приняли решение о лишении меня родительских прав», — пояснила она тогда.
Теперь адвокаты актрисы собираются подавать кассационную жалобу на решение Версальского суда в Верховный суд Франции. Кроме того, свое решение должен вынести Европейский суд по правам человека – жалоба Захаровой против Франции в Страсбурге была принята 28 мая 2004 года.
Как считает защита Захаровой, шансы выиграть дело и вернуть дочь у нее еще остаются. Но сделать это крайне сложно.
По словам французского адвоката актрисы, «с юридической точки зрения решение Версальского суда удивительно: в нем нет ни одной ссылки на Гражданский кодекс, поэтому есть возможность потребовать у Верховного суда Франции отменить решение, так как оно не имеет юридического основания». В то же время, говорит он, не исключено, что настроенные резко против Захаровой французские судьи снова откажут российской гражданке. А вот Страсбургский суд может помочь актрисе добиться возвращения дочери.
При этом у Захаровой есть возможность вернуть родительские права, обратившись в суд первой инстанции и один за другим оспорив все рапорты, поданные против нее социальными службами Франции. Правда, на это может уйти еще несколько лет.
Вмешаются ли теперь в это дело власти Франции и России, пока не известно. Российский МИД уже несколько раз заявлял, что относится резко отрицательно к происходящему во французских судах по отношению к гражданке России. В конце 2000 года президент России Владимир Путин обсуждал ситуацию Захаровой с президентом Франции Жаком Шираком. (Незадолго до визита главы Франции в Россию Захарова обратилась к Путину с письмом, в котором попросила помочь ей вернуть дочку.) Однако Ширак тогда сообщил, что не может вмешаться – суды во Франции независимы, сказал он. После этого о Захаровой с властями Франции говорил и экс-премьер-министр Михаил Касьянов. Но сделать они ничего так и не смогли.
«Газета.Ru» будет следить за развитием событий.