В авиакомпании UTair произошла смена крупных групп акционеров. Как стало известно «Газете.Ru», 20% акций, которые ранее принадлежали бывшему совладельцу «Домодедовских авиалиний» Дмитрию Копьеву, сконцентрировала сама UTair через свои дочерние компании, в частности ООО «UTair-Финанс».
А в минувшую пятницу, на годовом собрании акционеров председатель наблюдательного совета первый заместитель губернатора Югры Вячеслав Новицкий сообщил «Газете.Ru», что
представители окружного правительства и властей Сургута продали бумаги UTair (26,99 и 18,8% соответственно, в общей сложности 45,79%) некоей финансово-промышленной группе.
Он отказался сообщить ее название, гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов же уточнил, что новым собственником UTair стала компания с мировым именем, которая, однако, с авиационными перевозками не связана. По его словам, сделка состоялась после 7 мая – даты закрытия реестра, поэтому в наблюдательный совет, избранный в пятницу, вошли лишь представители правительства Ханты-Мансийского АО, администрации Сургута и сотрудники UTair.
Другие официальные подробности сделки между прежними акционерами UTair и новыми не известны. По неофициальным же сведениям, сумма ее превысила $70 млн; именно столько «Сургутнефтегаз» якобы заплатил правительству Югры и администрации Сургута за их пакеты.
В понедельник «Сургутнефтегаз» отрекся от сделки с ханты-мансийскими властями. «ОАО «Сургутнефтегаз» акций авиакомпании UTair не приобретало», — заявила пресс-секретарь НК Раиса Ходченко.
Впрочем, источник «Газеты.Ru» в правительстве Югры, близкий к сделке, отметил, что совладельцем UTair вполне мог стать, например, пенсионный фонд «Сургутнефтегаза» или же другая структура, действующая в интересах нефтяной компании.
«Дело в том, что «Сургутнефтегаз» не хотел афишировать свою покупку», — добавил собеседник.
Аналитики говорят, что нефтяная компания Владимира Богданова располагает свободными средствами и вполне могла купить авиакомпанию. «Многие крупные группы располагают большими средствами, чем способны потратить. К тому же в своих отраслях они уже не могут развиваться. Поэтому и покупают непрофильные активы», — заявил «Газете.Ru» директор инвестиционной компании «Аккорд-инвест» (входит в финансовую корпорацию «Уралсиб») Константин Селянин.
И действительно, «Сургутнефтегаз», как заявил гендиректор компании Владимир Богданов, намерен вкладывать в смежные с нефтегазовым сектором отрасли. В частности, НК заявила о готовности участвовать в аукционах на оптово-генерирующие компании, в состав которых войдут Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2.
Бизнес «Сургутнефтегаза» и этих станций тесно связаны: нефтяная компания — и базовый поставщик попутного газа, необходимого «Тюменьэнерго» для производства энергии, и потребитель продукции энергокомпании.
Бизнес UTair и «Сургутнефтегаза» также тесно связан между собой. Нефтяная компания — ключевой заказчик вертолетных работ, выполняемых авиакомпанией в России. За 2003 год этот вид бизнеса принес UTair 1,88 млрд рублей выручки, доля средств, поступивших от заказов «Сургутнефтегаза», достигает, по сведениям «Газеты.Ru», 80%.
По мнению аналитика, попадание в структуру крупного холдинга в виде непрофильного актива на самой авиакомпании скажется негативно: «Как правило, большой компании все равно, сколько зарабатывает его непрофильное дочернее предприятие.
Если менеджмент UTair не будет, как и прежде при старых акционерах, нацелен на результат, то авиакомпания может превратиться в паразита на теле «матери» и как актив подешевеет».
Председатель наблюдательного совета авиакомпании Вячеслав Новицкий предположил, что в ближайшее время новые собственники, вероятнее всего, созовут внеочередное собрание акционеров, чтобы провести в орган управления своих представителей. Андрей Мартиросов заявил «Газете.Ru», что рассчитывает остаться на своем посту.