Экспортеров газа должна насторожить новость, пришедшая из Южной Кореи. Крупнейший южнокорейский сталелитейный концерн Posco объявил о готовности подписать 20-летний контракт на поставку 11 млн т сжиженного природного газа (СПГ) из Индонезии. Поставщиком выступает компания ВР, которая в партнерстве с другими компаниями реализует в Индонезии газовый проект «Тангу». Не исключено, что в будущем объем закупаемого Posco газа может значительно увеличиться.
Мощность терминала для регазификации (обратного перевода в газообразную форму) сжиженного газа, который сейчас строит компания, составляет 1,7 млн т в год, что более чем втрое превышает предусмотренные контрактом объемы поставок.
Также Индонезия удовлетворяет потребность в газе другого южнокорейского промышленного гиганта – нефтеперерабатывающего концерна SK Corp.
А ранее сообщалось, что крупнейший в мире покупатель сжиженного газа — корейская компания Korea Gas Corp. — рассматривает возможность увеличения объемов закупаемого в той же Индонезии по долгосрочному контракту газа с нынешних 2,3 млн т до 5,2 млн т.
Это может случиться уже через три года, когда закончится срок действующего сегодня договора о поставках. Всего же, по оценке Korea Gas, потребность Южной Кореи в газе возрастет к 2007 году до 23,2 млн т в год (сегодня она составляет 21,1 млн т).
Означает ли это, что на российский газ в Корее уже не рассчитывают? Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев считает, что утверждать столь категорически все же не следует. Рынок Южной Кореи — емкий и быстрорастущий, вероятно, все же будет нуждаться в поставках из России.
Тем не менее новость явно означает, что доля рынка, на которую могут претендовать российские производители газа, стремительно уменьшается. А исправить положение в короткие сроки невозможно – экспортная инфраструктура отсутствует и неизвестно когда появится.
В понедельник же китайское новостное агентство «Синьхуа» сообщило, что объем потребляемой Китаем нефти в этом году достигнет 308 млн т, а это на 38 млн т выше ожидавшегося. Рост потребления вызван подъемом в экономике страны, приведшим к повышению спроса на энергию, а также увеличением числа личных автомобилей.
120 млн т из этого количества Китай намерен импортировать. Кстати, еще год назад предполагалось, что потребности Китая в импорте нефти превысят 100 млн тонн только после 2005 года. Однако экономический бум внес свои коррективы.
Ожидается, что китайская экономика в ближайшие годы будет расти такими же темпами. Будет расти и потребление нефти. К 2010 году оно составит от 340 до 370 млн тонн в год, минимум половину из которых Китай вынужден будет импортировать.
И на этом рынке занять сколько-нибудь серьезную нишу России не светит.
Сейчас нефть из России в Китай поставляется только по железной дороге. Оптимистический прогноз на 2004 год — 6,4 млн т. Увеличить эту цифру в 4–5 раз помогло бы строительство нефтепровода Ангарск--Дацин.
Однако на этом проекте окончательно поставлен крест, а президент «Транснефти» Семен Вайншток называет приоритетным увеличение мощности нацеленной на запад Балтийской трубопроводной системы.
ОАО «Российские железные дороги» обещает увеличить поставки нефти в Китай, затратив на это 12 млрд рублей в течение 4 лет. Однако, по оценке Дмитрия Мангилева, максимальный рост, которого удастся добиться, процентов 20.
Положение может несколько улучшиться после строительства нефтепровода Тайшет--Находка. Однако его проект будет согласован не раньше осени, после чего потребуется еще не менее двух лет на постройку трубы.
Тем временем место на азиатском рынке, которое могла бы получить Россия, занимает Казахстан, который занят строительством 3000-километрового нефтепровода в Китай. Западный участок этой трубы недавно пущен в эксплуатацию.