В четверг «Газета.Ru» писала, что полученных при учреждении двух лизинговых компаний «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) и «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК) $150 млн хватило на производство лишь двух Ил-96-300, которые уже приобрела авиакомпания KrasAir. Такой масштаб не удовлетворяет ни постоянно растущий спрос российских авиакомпаний на технику, ни сами лизинговые компании.
Поэтому они разработали специальную программу финансирования строительства отечественных самолетов и в четверг, на специальном правительственном совещании, сотоявшемся на Воронежском авиастроительной объединении, представили ее премьер-министру Михаилу Фрадкову.
Суть предложений, реализовать которые планируется за четыре года, заключается том, что государство должно выделить деньги из федерального бюджета и обеспечить госзаказ на производство 130 — 150 лайнеров. А лизинговые компании эти деньги освоят, и по мере сборки будут продавать или сдавать самолеты в аренду отечественным перевозчикам.
Речь идет о выпуске 15 ИЛ-96-300, 40 среднемагистральных ТУ-204, 50 региональных Ту-334 и Ан-148, а также несколько десятков самолетов для местных линий.
Деньги в первую очередь нужны на запуск проектов. Авиакомпании отказываются авансировать производство лайнеров и не готовы ждать почти два года до их окончательной сборки. Поэтому ИФК планирует сначала построить самолеты за государственный счет, а потом уже их продавать. Гендиректор «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Александр Рубцов пояснил «Газете.Ru»: «Ведь мы не можем торговать воздухом, авиакомпании согласны брать самолеты, если срок их передачи не превышает шесть-девять месяцев».
По замыслу лизинговых компаний, на производство 130 - 150 самолетов необходимо примерно $3,3 млрд, из которых большая часть должна быть выделена из федерального бюджета: $900 млн в качестве инвестиций и $1,5 млрд на увеличение уставного фонда лизинговых компаний. Оставшиеся $900 тыс компании обещают привлечь самостоятельно, в частности, взять кредиты в банках.
Предприниматели заверили членов правительства, что государство от такого проекта окажется в выигрыше: по их подсчетам, в результате реализации программы федеральный бюджет получит доход в $5,1 млрд (частично деньгами — в виде налогов, но по большей части за счет увеличения рыночной стоимости активов государства в предприятиях авиации).
Эффективность проекта составит не менее 30%, утверждает Рубцов. При этом в 2008 году при успешной реализации программы – авиапром выйдет на самофинансирование.
Совещание проходило за закрытыми дверями, но после него Михаил Фрадков заявил, что правительство полностью поддержало инициативу авиаторов и проект будет реализован. Прямо на совещании он дал указания Минфину изыскать необходимые средства и внести их в бюджет 2005 года, но не указав, сколько именно денег сможет выделить лизинговым компаниям. Премьер объяснил это тем, что верстка бюджета только началась. Но речь идет о суммах от $100 до $350 млн.
Компании рассчитывают в 2005 году получить из федерального бюджета $350 млн на увеличение своей капитализации, еще $100-150 млн занять у Национального резервного банка (НРБ) и Внешэкономбанка, а $100 млн — позаимствовать за рубежом.
Таким образом, даже по самым оптимистичным подсчетам, почти половину необходимых на лизинговые программы денег, по крайней мере, в 2005 году, лизинговым компаниями придется найти самостоятельно.
Это говорит и о том, что федеральный бюджет не готов взвалить на себя нагрузку, предложенную в четверг авиационными финансистами. А для того, чтобы привлечь заемные средства, им необходимо сформировать портфель заказов, причем, состоящий не деклараций о намерениях, а из конкретных контрактов. Авиакомпании же, по признанию самих лизинговых компаний, покупать несуществующие еще самолеты не согласны.