На этой неделе прогрессивное человечество отмечало столетие странствий Леопольда Блума по Дублину: 16 июня 1904 года – день, когда происходит действие одного из самых непрочитанных великих романов мировой литературы, «Улисса» Джойса. В Дублине в девять утра 10 тыс. человек смогли откушать на открытом воздухе «типичный джойсовский завтрак», и праздник так и продолжался до вечера типичными джойсовскими чтениями и другими типично джойсовскими увеселительными программами. В нашей стране тоже отмечали как могли: в ДК МАИ устраивали вечер памяти Иосифа Бродского (выступали сплошь барды; причудливые формы принимает любовь к поэзии), в «Б2» играли Алексей Айги и «4’33», празднуя собственное десятилетие, а все потенциальные зрители сидели у телевизоров и ждали, когда начнется футбол. Кто ждал не очень рьяно, переключал каналы.
По одному из каналов, не зараженных футболом, как раз показывали певца К., он матерился на какую-то журналистку.
Мат случился еще в конце мая, но, так как журналистка только что подала в суд, материал сочли новостью и дали в эфир. Рядом с певцом сидела рыжая девочка, подопытная певца К. При каждом матерном слове своего старшего товарища барышня строила новую рожу, как десятилетний мальчик, впервые услышавший от отца слово «х...» и воспринявший его буквально. Ровно через две минуты после этих матерных слов по другой программе сборная П. забила первый гол в ворота сборной Р.
Возможно, это было простое совпадение слова и дела, а может быть, все каналы решили показывать в этот день одинаково жалкие зрелища.
Видимо, поэтому в ту ночь мне приснилось, что Министерство путей cообщения судится со сборной России по футболу, потому что сборная России решила выступить на каком-то чемпионате как «Локомотив», а не как сборная России. А МПС требовало, чтобы (цитирую по памяти)
«никакие термины, имеющие отношение к железным дорогам, железнодорожным составам либо их частям, не использовались в представлении России на международных футбольных чемпионатах, так как это отрицательно влияет на образ российских железных дорог за рубежом».
Следующий за блумовым день не принес отдохновения: по Москве бродил Квентин Тарантино, а «Серебряный дождь» вручал «Серебряные калоши». Года два назад мне взахлеб рассказывали, что это самое крутое зрелище в этой стране, потому что ведущие купаются в бассейне не то с шампанским, не то с черной икрой. Смотреть на нынешнюю версию черной икры не хотелось, но можно было послушать прямую трансляцию. По радио действо комментировал скучный человек, изредка пытаясь объяснить, чему все так радуются: «На сцену вышли какие-то люди. Они кого-то пародируют, я не могу понять, кого. Ну это, наверное, Кобзон, это вот, видимо, Пугачева, а кто третий, я не понимаю».
Я выдержала ровно двадцать минут, и сломалась на номинации ««Челси» с яйцами».
С одной стороны, содержание церемонии в точности соответствует названию, а слово «яйца» заставит пошутить даже самого серьезно настроенного человека. С другой стороны, сегодня китч и пошлость нужно обставлять гораздо пошлее и более китчево, а то на общем фоне теряются даже шутки про яйца. Лучше бы продолжали прыгать в бассейн с черной икрой, брызг было бы больше.
BBC Russia тем временем сообщило, что Владимир Бортко, автор «Идиота», взялся за съемки сериала «Мастер и Маргарита». Сергей Безруков сыграет Иешуа, а Санкт-Петербург сыграет Москву, потому что Москву тридцатых в нынешней столице восстановить почти невозможно: все перестроили. Согласна. Но и Иешуа сейчас тоже невозможно восстановить, может, лучше сделать кино про Сиддхарту Гаутаму?
Кстати, про кино и нирвану. В ближайшие десять дней о культуре можно вообще забыть: в Москве начинается кинофестиваль.