«Правительство должно постараться, чтобы не обрушить ЮКОС», — заявил в четверг Владимир Путин. По словам президента, официальные власти России, в том числе правительство, не заинтересованы в банкротстве такой компании, как ЮКОС.
На первый взгляд президент дал тот самый позитивный сигнал, которого так ждал рынок. С начала недели котировки акций компании падали, причем с такой скоростью, что на рынке ожидали прекращения торгов на российских биржах. На слова Путина рынок отреагировал стремительным ростом стоимости акций НК, а значит, и капитализации компании в целом.
Но никто из опрошенных «Газетой.Ru» аналитиков не решился дать однозначно позитивный прогноз относительно перспектив акций ЮКОСа на рынке.
И это одно из многочисленных свидетельств того, что рынок реагирует на дело ЮКОСа как на политическое.
К тому же при внимательном прочтении реплик Владимира Путина становится понятно, что он в общем-то ничего конкретного не пообещал. Ведь «постараться» (а именно такую формулировку выбрал российский президент) не значит «не допустить». На вопрос о перспективах банкротства ЮКОСа Путин лишь туманно заметил, что «это достаточно щепетильно». И объяснил, что «как пойдет процесс в судебных инстанциях... должны говорить сами инстанции». То есть всячески подчеркивал, что не хочет давить на независимые суд и правительство.
Тем не менее тот факт, что глава государства вообще об этом заговорил, свидетельствует, что власть услышала ЮКОС.
В среду основные акционеры компании дали понять, что они, как и менеджмент, считают наихудшим исходом банкротство компании. Чтобы предотвратить его, они готовы пойти на уступки.
«Необходимо избежать полного списания средств со счетов компании, так как минимальный необходимый для продолжения производственного процесса объем наличности составляет около $500 млн», — заявил в четверг высокопоставленный источник в компании.
В случае, если такое решение будет принято, действующий или назначенный кредиторами менеджмент компании сможет приступить к продаже части активов ЮКОСа. Естественно, после того, как будут разморожены счета. За счет вырученных средств и будут погашены долги перед государством. Акционеры берут на себя гарантии по выплатам. Это позволит избежать проблем с миноритариями. Активы компании, по словам источника, к продаже готовы.
Позицию мажоритариев высказал на днях глава компании «ЮКОС-Москва» Василий Шахновский. Она в общих чертах сходна с тем, что озвучили менеджеры.
До выступления Путина казалось, что попытка донести до власти условия ЮКОСа обречены на провал. С начала текущей недели менеджмент и акционеры ЮКОСа во всех доступных формах пытаются донести свое решение до государства. Скорее всего, «публичной фазе» в попытках представителей ЮКОСа связаться с властью предшествовали попытки найти переговорщиков в правительстве. И они, судя по тому, что менеджеры и акционеры обратились в СМИ, оказались безуспешными.
Но Михаил Фрадков, к которому официально обратилось руководство компании, хранил молчание. Из Кремля доносились лишь не вполне внятные реплики неназванного источника. Власти дали понять, что не готовы к переговорам с действующими менеджерами, но с кем готовы — тоже не говорили. В качестве переговорщика себя предлагал Борис Йордан. Но кого именно он представляет, до конца непонятно. Сам он объявляет себя выразителем интересов миноритариев, и пока все разговоры о том, что у него есть некий кремлевский мандат, ничем не подтверждается. Все прояснится на днях: в четверг стало известно, что Йордан вскоре встретится с руководством ЮКОСа.
Нет никакой информации и о том, что Кремль или Белый дом готовы принять в качестве переговорщика со стороны НК Виктора Геращенко, который на будущей неделе должен войти в руководство компании.
И уж тем более неясно, кто будет выступать переговорщиком со стороны государства. Судя по косвенным признакам, высказывания о судьбе компании исходили от кремлевского небожителя Игоря Шувалова. Если это так, то именно он будет вести переговоры по ЮКОСу.
Реальное свидетельство того, что компромисс все-таки возможен, может появиться уже в пятницу, если не состоится запланированное заседание суда.
Если и это заседание будет перенесено, значит, власть созрела к переговорам о судьбе крупнейшей нефтяной компании. И нужно не форсировать рассмотрение дел в судах, а, напротив, тормозить их, чтобы стороны успели согласовать условия мировой.
Сценарий, при которым МЕНАТЕП и другие мажоритарии практичеси теряют контроль над компанией, вполне может устроить власть, считают на рынке. Никто из аналитиков не верит в то, что государству выгодно техническое банкротство компании, которая по-прежнему является одним из основных производителей и экспортеров нефти.
Такой точки зрения придерживаются и аналитики Credit First Boston. С их точки зрения, шансы на то, что государство удовлетворится уплатой в рассрочку $3,4 млрд налоговых долгов и решительным снижением доли «старых акционеров», составляют 50%.