Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Грефу не хватает нефти

Шоковая терапия или стагнация – такой выбор предложил российской экономике Герман Греф. Министр предложил правительству отказаться от тотального контроля за «трубой» и всеми способами наращивать добычу. Альтернатива — замедление экономического роста в стране.

Шоковая терапия или стагнация – такой выбор предложил российской экономике министр экономического развития и торговли Герман Греф.

Тот факт, что растущая экономика нуждается в топливе и прочих продуктах нефтепереработки – шинах, маслах, сырье для химической промышленности, является экономической аксиомой. И уж тем более в них нуждается российская промышленность, где затраты на транспорт огромны, а допотопные технологии требуют значительных энергоресурсов.

Между тем, по заявлению Грефа, Россия в прошлом году экспортировала 223,5 млн тонн нефти при уровне добычи 421 млн тонн. Прогноз на 2004 год – 250 млн тонн экспорта при 450 млн тоннах добычи. Как считает министр, добыча и экспорт будут расти и в среднесрочной перспективе. На 2007-й он прогнозирует показатели в 266 и 475 млн тонн соответственно.

Несложный арифметический подсчет показывает, что почти весь прирост добычи поглощается экспортом, оставляя перерабатывающим предприятиям жалкие крохи.

Между тем в настоящее время ни один из 27 российских НПЗ не загружен на полную мощность. Более того, по мнению аналитика одной из консалтинговых компаний, связанных с нефтяной отраслью, правительственный прогноз по темпам роста добычи и на этот год, и на перспективу выглядит явно завышенным. А значит, речь вообще идет о снижении физических объемов переработки нефти.

То, что компании стараются в период высоких цен на мировых биржах как можно больше нефти продать за рубеж, не удивляет – качать на экспорт сырую нефть выгоднее, чем перерабатывать.

Удивительно другое – что в условиях растущей вроде бы экономики потребление продуктов переработки нефти в России в лучшем случае не меняется, а в худшем – снижается.

Остается гадать, то ли технологии в России резко шагнули вперед, то ли экономика (по крайней мере, ее реальный сектор) вовсе не растет теми темпами, о которых рапортует правительство. Минэкономразвития заявляет о росте ВВП на 7,3% за первый квартал 2004 года, и одновременно его глава во всеуслышание произносит фактически опровергающие это утверждение статистические данные.

Впрочем, даже если парадоксальным образом оба утверждения являются истинными, успокаиваться рано.

Рост экономики рано или поздно потребует жертв в виде повышения внутреннего спроса на продукцию нефтепереработки.

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев видит два возможных варианта развития событий. Один из них — эксперт считает его наиболее вероятным — предусматривает «всего лишь» подъем внутренних цен до уровня мировых. Экономист исходит из того, что российская экономика уже набрала хорошие темпы роста, причем инвестиции растут опережающими (по сравнению с производством) темпами.

По мнению Игоря Николаева, боязнь инвесторов потерять вложенные средства пересилит их нежелание покупать дорогие нефтепродукты.

Поэтому цены будут расти до тех пор, пока производить и продавать продукцию нефтепереработки внутри России не станет выгоднее, чем торговать сырой нефтью на мировом рынке.

Впрочем, чтобы ситуация не пошла по этому «оптимистическому» сценарию, правительству достаточно начать регулировать внутренние цены. В этом случае экономика столкнется с реальным дефицитом нефтепродуктов, компенсировать который будет невозможно.

Как сказал на заседании правительства Герман Греф, «зависимость от внешней конъюнктуры и сырьевого экспорта все еще достаточно значительны». В переводе с бюрократического языка на нормальный, это значит, что снижать объемы экспорта нефти ради удовлетворения внутреннего спроса правительство, как и компании, не намерено. Торговля углеводородами в таком случае останется единственным источником роста. Все остальные отрасли впадут в глубокую депрессию.

Есть, впрочем, и третий путь – наращивать добычу достаточно высокими темпами, чтобы успевать удовлетворять растущие потребности и мирового, и внутреннего рынка. К этому, кстати, и призывал на заседании кабинета министров Герман Греф.

При сохранении сегодняшнего положения вещей «говорить о том, что мы готовы к всплеску нефтедобычи, не приходится», — заявил министр. По его словам, существует несколько факторов, сдерживающих рост.

Приостановлен допуск компаний к разработке новых месторождений, и только одно месторождение, Талаканское, вступило в активную стадию разработки. При этом ряд объектов, ранее намеченных к продаже, так и не были проданы, что по итогам 2004 года существенно скажется на поступлениях в бюджет. Казна недополучит 24 млрд рублей.

Другая проблема — фактическое прекращение в стране геологоразведочных работ. Законодательство никак не стимулирует их проведение, точно так же, как плоская шкала налога на добычу полезных ископаемых не поощряет производителей заниматься разработкой месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, значение которых все больше возрастает по мере истощения действующих.

«Если нефтедобычу начать стимулировать налоговыми и экономическими методами, а также принять новый закон о недрах, это поможет решить проблемы в этой области», — заявил Греф.

Еще одно средство повысить добычу нефти, по рецепту главы МЭРТ, – допустить участие частных инвесторов в строительстве нефтепроводов. Транспортные возможности существующих мощностей ограничивают возможности экспорта, а следовательно, и заинтересованность компаний в наращивании добычи. «Если мы не примем такого решения в этом году, то столкнемся с замедлением роста добычи нефти и проблемами поставок сырья за рубеж, которые сейчас являются основным источником экономического роста», — подчеркнул министр.

Но правительство в лице его председателя Михаила Фрадкова на днях ясно дало понять, что никогда не выпустит из рук контроля «за трубой». «Эта наша инфраструктура, за этим надо следить», — заявил премьер.

А то, какими методами правительство намерено стимулировать нефтедобычу, популярно объяснил на днях министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Он заявил, что его ведомство начало специальную проверку выполнения условий лицензионного соглашения на десяти крупнейших нефтегазовых месторождениях России, промышленная добыча на которых еще не начата. Поскольку Юрий Трутнев – рьяный поборник идеи отзыва «неэффективно» используемых лицензий, судьба проверяемых может быть печальна. В течение ближайших лет подобным проверкам подвергнутся большинство, если не все неразрабатываемые месторождения России. А тот факт, что запасы бывают не только разрабатываемые, но и перспективные, министру явно неведом.

Новости и материалы
Минобороны заявило о ликвидации пункта управления дронами ВСУ у Часова Яра
В Швейцарии рассказали, почему ввели санкции против России
ВСУ не могут остановить продвижение российской армии у Стельмаховки
Байден сделал неожиданную покупку в «черную пятницу»
Жители Сочи сообщили о взрывах и вспышках в небе над городом
ВСУ потеряли более сотни солдат в зоне ответственности «Востока»
В последнюю субботу осени москвичей ждет плюсовая температура и гололедица
В МИД заявили, что Россия выстоит в ходе нынешнего конфликта
На севере Косово произошел взрыв на водоканале
На юге США двое неизвестных устроили стрельбу в торговом центре в «черную пятницу»
МИД осудил планы США выделить $24 млрд Украине
Эксперт рассказал, какие IT-специалисты будут востребованы в ближайшие три года
Бывшего мэра Нового Уренгоя лишили трех домов и роскошных часов
Российские войска расширили плацдарм у Новомлынска
Синоптик рассказал, где в России в начале декабря будет -38°C
В одном из районов Брянской области объявлена ракетная опасность.
Синоптик сообщил, когда снег порадует российских лыжников
Россиянам объяснили, как составить пароль, который не взломают
Все новости