В четверг исследовательская компания J’son&Partners опубликовала отчет о развитии технологии быстрого беспроводного доступа в интернет Wi-Fi в России. Эта технология предназначена для бизнесменов и студентов, но пока что перспективы Wi-Fi в нашей стране очень туманны.
Wi-Fi (Wireless Fidelity) — различные протоколы беспроводной передачи данных, которые используются, как правило, для соединения компьютеров. Скорость соединения с интернетом с помощью Wi-Fi достигает 11 Мбит в секунду. При этом скорость доступа через GPRS (беспроводной интернет через мобильный телефон) не превышает 40 кб в секунду. Большой недостаток Wi-Fi в том, что в интернет можно выйти только в определенных точках — хот-спотах. В России насчитывается 77 таких точек доступа.
Места предоставления Wi-Fi:
Кафе и кофейни, где услугой обычно пользуются постоянные клиенты.
Отели и аэропорты: для некоторых бизнесменов удобство и скорость намного важнее, чем стоимость услуги. Только за май текущего года отечественные отели заработали $50 тыс. на предоставлении услуг Wi-Fi.
Технология Wi-Fi сравнительно молодая (появилась в 1999 году, коммерческая эксплуатация началась в 2001 году), но к концу 2003 года число хот-спотов достигло 43 тыс. К концу 2004 года аналитики ожидают увеличение точек доступа до 140 тыс. Сейчас в России насчитывается уже более 1,4 тыс. активных пользователей Wi-Fi.
60% российских пользователей Wi-Fi приходится на студентов, потому что в крупнейших университетах открыты бесплатные хот-споты. При этом львиная доля доходов — 70% — приходится на бизнесменов.
По данным J’son&Partners, 21 российский оператор предоставляет услугу Wi-Fi: 9 из них — на коммерческой основе, цена колеблется от $2 до $10 в зависимости от скорости и качества доступа. Остальные операторы тестируют эту услугу, чтобы оценить ее коммерческие возможности. Компании eWi-Fi, WiLand и WiFinder рассматривают Wi-Fi как основной бизнес и развивают новый рынок.
Анна Орлова, аналитик J’son&Partners, считает, что у Wi-Fi большие перспективы: «По нашим подсчетам, темпы роста мест предоставления услуги Wi-Fi превышают 200% в год, количество хот-спотов в России достигнет 550 к 2007 году». По словам аналитика, для развития этой технологии необходимы определенные маркетинговые шаги, сотрудничество между провайдерами и владельцами мест предоставления услуги (отелей, кафе и прочих).
Развитию технологии в России будет способствовать также заключение роуминговых соглашений: до сих пор абонент одного провайдера не может пользоваться хот-спотом другой компании для выхода в интернет.
$$$$$$
«Все в зачаточном состоянии, набираемся опыта, расширяем спектр услуг», — говорят в компании «Таском». И это при том, что, согласно отчету J’son&Partners, «Таском» — лидер по предоставлению Wi-Fi: сегодня у компании 17 хот-спотов.
«Несмотря на то что существует большой спектр устройств для выхода в интернет через Wi-Fi, эта технология пока не очень популярна в России. Однако нам развитие Wi-Fi представляется перспективным, потому что технология предоставляет очень высокие скорости доступа в интернет».
Российские сотовые операторы уже освоили технологию беспроводного доступа в интернет GPRS и теперь тестируют технологию Wi-Fi, которая намного быстрее и дешевле. «Би Лайн» уже открыл пять хот-спотов, а «Мегафон» — один. Михаил Умаров, директор ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Би Лайн»), считает, что перспективы Wi-Fi в России туманны: «Пока сложно прогнозировать успех этой технологии. Людей, которые располагают ноутбуками или другими соответствующими устройствами, немного, поэтому пока у нас очень ограниченный рынок, ориентированный на бизнес-пользователей. Но мы следим за тем, насколько активно наши абоненты используют Wi-Fi».