14 января 2003 года более 40 художников представили в помещении Центра имени Сахарова свои произведения антирелигиозной направленности. Среди них, например, были три водочные бутылки с луковками, символизирующие церковные купола; распятие с голой девицей; плакат кока-колы с ликом Иисуса Христа и надписью «Сие есть кровь моя»; иконы с прорезью на месте лика, куда при желании каждый мог вставить свое лицо. Через четыре дня православные верующие разгромили выставку. Шестерых погромщиков задержали милиционеры, а прокуратура предъявила им обвинение в хулиганстве. Однако летом 2003 года Замоскворецкий суд прекратил дело, не найдя в действиях погромщиков вменявшегося им хулиганства.
Однако конфликт не закончился – верующие пожаловались на организаторов выставки в Госдуму, а та попросила разобраться Генпрокуратуру. В феврале Мосгорпрокуратура возбудила дело о разжигании религиозной розни. Художники и погромщики поменялись ролями: первые стали обвиняемыми, вторые – свидетелями по делу. Подсудимым грозит до 5 лет лишения свободы.
В среду Таганский суд столицы продолжил рассмотрение дела против организаторов выставки «Осторожно, религия!» Директор Общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров, его сотрудница Людмила Василовская и художник Анна Михальчук обвиняются в разжигании религиозной вражды. Основанием для расследования и судебного разбирательства послужило оскорбительное, по мнению православных верующих, содержание выставки «Осторожно, религия!», проходившей в музее в январе 2003 года.
В среду зал заседаний был почти так же полон, как и накануне. Только телевизионщиков стало меньше, и дворик возле здания суда, где во вторник проходили акции протеста, пустовал. На этот раз сторонники и той и другой стороны конфликта в словесные перепалки не вступали. Даже агрессивно настроенные юноши из Русского национального единства со стилизованной свастикой на рукавах были молчаливы и выдержанны. Отмалчивались и православные погромщики, проходящие по делу как свидетели.
Само заседание суда было коротким — судья всего лишь огласил постановление. Из него стало ясно, что суд «нашел убедительными» доводы подсудимых и их адвокатов о неконкретности обвинения. «По нормам Уголовно-процессуального кодекса должно быть указано место и время совершения преступления, а также иные обстоятельства», — заявил судья. «Дело прекратят!» — после этих слов предположили в зале. Но, нет. Обвинительное заключение, говорилось в постановлении, «нарушает права подсудимых, которые должны знать, в чем именно их обвиняют».
В связи с этим суд постановил возвратить дело в прокуратуру, чтобы в течение пяти суток устранить нарушения в обвинительном заключении, иначе говоря, его переписать и конкретизировать.
«Мы невиновны, а обвинения тенденциозны и надуманны. Мы надеемся, что появилась возможность прекращения дела, но это не значит, что его обязательно прекратят. Посмотрим, чем это все закончится», — сказала «Газете.Ru» художник Анна Михальчук.
«На самом деле мы рассчитывали на то, что прокурор откажется от обвинения в судебном заседании. Во вчерашнем заявлении защиты было сказано, что единственный выход в данной ситуации — отказаться от обвинения и в рамках судебного разбирательства прекратить уголовное дело. Мы не просили суд отправлять дело для конкретизации обвинения. Фактически судья отправил дело на дособирание обвинительных доказательств. Защита с самого начала была уверена в том, что состава преступления вообще нет», — прокомментировала поворот событий адвокат подсудимых Ксения Костромина.
Как вскоре выяснилось, прекращения процесса хотят не только обвиняемые и их адвокаты, но и некоторые православные верующие.
«Вы знаете, у прихожан православной церкви к этому процессу неоднозначное отношение, — тихим шепотом рассказала корреспонденту «Газеты.Ru» девушка в черном платке, показывая текст обращения к президенту Путину и патриарху Алексию II с призывом прекратить процесс. — Многие совсем не хотят, чтобы организаторов выставки осудили. Это политический процесс. В том, что такая выставка состоялась, виноваты сами православные. А патриарха этим погромом просто подставили. Да еще РНЕ (организация запрещена в России), которое поддерживает погромщиков, в этой ситуации только компрометирует церковь».
Кстати, с этими аргументами верующих согласны и правозащитники, написавшие письма тем же адресатам. «Это дело окажется связанным для российского и международного общественного мнения с Русской православной церковью, которая фактически станет заложницей этой политической интриги, этой игры честолюбия и попыток навязать церкви несвойственный ей путь насилия», — считают член Комиссии по правам человека при президенте России Светлана Ганнушкина, эксперт Института прав человека Лев Левинсон, лидер Общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев и другие правозащитники.
Тем не менее заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил «Эхо Москвы», что РПЦ рассчитывает на «должную правовую оценку оскорблению религиозных чувств и провокации конфликта» в суде по делу о выставке «Осторожно, религия!» По мнению Чаплина, «выставка была специально направлена на то, чтобы спровоцировать конфликт, чтобы вызвать верующих людей на ответную реакцию!»
Когда состоится следующее заседание суда, пока не известно. «Газета.Ru» будет следить за ходом судебного процесса.