Уже к июлю компания, руководящая разработкой и развитием одного из крупнейших в мире Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения (извлекаемые запасы — 5 млрд баррелей), планирует поставлять в трубу КТК до 550 тыс. т ежемесячно, или 6,6 млн т в год. При выполнении этих планов КПО станет вторым по значимости после «Тенгизшевройл» поставщиком КТК, поставляющим в систему 7 млн т нефти в год.
Это плохая новость для «Транснефти» и хорошая – для Баку: резко повышаются шансы на то, что нелюбимый российскими властями проект Баку0--Тбилиси--Джейхан все-таки будет обеспечен коммерческой нефтью без помощи России.
Руководитель пресс-службы КТК Наталия Прутковская подтвердила «Газете.Ru» факт отгрузки нефти Карачаганака в КТК. Однако от комментариев отказалась, ссылаясь на договоренность с партнерами из «Карачаганак Петролеум Оперейтинг».
Нежелание комментировать вроде бы положительную новость может объясняться разве что боязнью сглазить. Первая нефть по нефтепроводу Карачаганак--Большой Чаган–Атырау, соединяющемуe месторождение с трубой КТК, должна была пойти еще осенью 2003 года. Но при пробном пуске выяснилось, что нефть, видимо, из-за нарушения технологии очистки, загрязнена каустической содой, входящей в состав бурового раствора.
После слива загрязненной нефти и промывки трубопроводного хозяйства обнаружились дефекты в сварочных швах. И реальный пуск трубы состоялся только сейчас – почти на год позже намеченного срока.
Сегодняшняя мощность КТК составляет 28 млн т в год с перспективой увеличения до 67 млн т. В 2003 году по нему было перекачано 14,2 млн т, которые в этом году обещают (без учета нефти Карачаганака) довести примерно до 20 млн. Поэтому и те приблизительно 3,5 млн т, которые намеревается отгрузить КПО в этом году, и 7 млн, которые ожидаются в году следующем, проблемой для трубопровода не станут ни сейчас, ни потом. Возможно, такие объемы сможет переварить и черноморский транзит.
Однако уже сегодня Турция, напоминает заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов, заявляет, что проливы Босфор и Дарданеллы испытывают предельную нагрузку в связи с возросшими объемами транспортировки нефти. А Казахстан и действующие на его территории иностранные нефтяные компании твердо намерены увеличивать добычу и дальше, обещая в следующем году отправить на экспорт уже 32 млн т.
По мнению эксперта, единственный на сегодня реальный путь, которым эта нефть может попасть на мировые рынки (если не принимать всерьез возможность снятия Турцией ограничений на транзит танкеров через проливы) – это строящийся нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД).
Правда, чтобы попасть в систему БТД, казахстанская нефть должна преодолеть участок Новороссийск–Баку.
Сейчас эта труба, когда-то построенная для доставки нефти на бакинские нефтеперерабатывающие заводы, используется для перекачки азербайджанского сырья в Новороссийск, откуда его потом танкерами отправляют на экспорт.
По действующему соглашению 1996 года азербайджанская сторона обязана транспортировать по этому маршруту по 5 млн т в год (пропускная способность трубы – 15 млн т), однако еще ни разу своего обязательства не выполнила более чем наполовину: не позволяют возможности азербайджанских месторождений.
Естественно, после завершения в следующем году строительства нефтепровода Баку--Джейхан иссякнет и этот скудный ручеек.
В этой ситуации будущее трубы Баку--Новороссийск выбирается из двух вариантов: консервация на неопределенный срок (скорее всего, навсегда) или использование для перекачки дополнительных объемов казахской нефти в Баку с дальнейшей перевалкой в систему БТД.
Сегодня, считает Сергей Ежов, в этом вопросе политические мотивы перевешивают экономические. Нефтепровод БТД в России считают оплотом американского империализма в регионе, который традиционно считали своим, поэтому торжествует принцип «назло бабушке отморожу уши».
В смысле – ни барреля врагу.
Однако, следуя этому принципу, легко остаться просто с отмороженными ушами. Недавняя статистика показывает, что объем казахской нефти, следующей транзитом через территорию Азербайджана, сильно вырос за последнее время. Это прежде всего нефть шельфовых месторождений, доставляемая из казахского порта Актау в Баку. Примечательна дальнейшая судьба этой нефти – она не поступает в существующие трубопроводы (хотя, как уже говорилось, свободные транспортные мощности имеются), а направляется железнодорожными цистернами в порт Батуми (Грузия). Видимо, Казахстан сознательно идет на удорожание транспортировки, чтобы не связывать себя долговременными обязательствами, которые в дальнейшем помешали бы ему закачать эту нефть в БТД.
Пока это 9-10 млн т в год, однако с учетом сообщений о росте танкерного флота на Каспии эта цифра может значительно вырасти уже в ближайшем будущем.
Тем не менее пока в компании «Транснефть», которой принадлежит трубопровод Баку--Новороссийск, наотрез отказываются даже разговаривать о возможности его реверсного использования, делая ставку на собственные пути обхода проливов. Но пока эти проекты будут реализованы, может оказаться, что поезд уже ушел.