В опубликованном на сайте Международного энергетического агентства (МЭА) отчете говорится о том, что российские власти ведут дело ЮКОСа в направлении банкротства или национализации. Эксперты организации сомневаются, что компания сможет осуществить свои планы по наращиванию объемов добычи и экспорта нефти. А это существенно повлияет на общие показатели российского экспорта.
Две главные опасности, упомянутые в документе – возможное банкротство ЮКОСа и ограниченные возможности российской экспортной системы трубопроводов. Обе проблемы являются следствием проводимой в России политики в отношении нефтяных компаний, утверждают авторы отчета.
По данным МЭА, прирост добычи углеводородного сырья в России за первые четыре месяца 2004 года составил «впечатляющие» 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В апреле, впервые с 1991 года, суммарный объем добычи превысил 9 млн баррелей в день.
Но это все хорошие новости, которые упоминаются в докладе.
Примерно пятую часть увеличения добычи, по сведениям агентства (подтверждаемым официальной статистикой Минпромэнерго РФ), обеспечил ЮКОС.
«Очевидно, что принудительное банкротство и/или национализация компании, которые кажутся более чем вероятными последствиями суда над ЮКОСом, поставят под угрозу рост общего уровня добычи как в 2004 году, так и в будущем», — заключают в этой связи эксперты МЭА.
Действительно, немного найдется желающих вкладывать деньги в развитие компании с перспективами, подобными той, которая сейчас вырисовывается перед ЮКОСом. Пока тенденция обратная: акции компании дешевеют, а кредиторы периодически делают заявления о том, что готовы в любой момент подать иски о банкротстве компании.
Прогнозы о том, что темпы роста добычи будут снижаться, делают и российские чиновники. Правда, они участие в этом процессе ЮКОСа старательно замалчивают.
На днях глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян заявил, что, по прогнозам ведомства, ожидается снижение темпов роста добычи в целом по России до 7–8% в год. А в 2005 году, по словам чиновника, не исключена стабилизация объемов добычи на уровне 2004 года.
Здесь в действие вступает другой фактор: возможности существующей системы трубопроводов исчерпаны. Ее развитие, в свою очередь, сдерживается нежеланием государства предоставить право строительства трубопроводов кому-нибудь, кроме транспортного монополиста АК «Транснефть». Эксперты МЭА напоминают, как ЮКОСу было отказано в разрешении на строительство трубы в Китай.
Более того, со стороны «Транснефти» уже поступила инициатива о передаче под ее контроль и нескольких действующих, построенных «ЛУКойлом» нефтяных терминалов. Очевидно, что в случае реализации этой затеи программа «ЛУКойла» по развитию инфраструктуры будет немедленно свернута.