Незадолго до увольнения Парфенова заместитель гендиректора НТВ Александр Герасимов в одном из интервью заявил:
— Вносить коррективы в творчество Парфенова — слишком густо сказано. Программа Леонида Парфенова — одна из самых высокорейтинговых, и проводить разборки с курицей за то, что у нее золотые яйца как-то не так блестят... Курица — штука такая, знаете, легкоранимая. К ней надо очень бережно относиться, потому что звезд на российском телевидении не так уж и много.
В первое же воскресенье без программы НТВ существенно снизило свои воскресные показатели, увеличив объем аудитории основных конкурентов – Первого (21,3%) и «России» (20%). Раньше такие показатели в воскресенье им могли только сниться.
Доля же НТВ в прайм-тайм составила 13,9%, а в предыдущее воскресенье было 18%, то есть падение составило почти четверть аудитории.
Московская аудитория, которая неделю назад смотрела в 21.00 «Намедни», ушла с НТВ на Первый и «Россию» — смотреть программу «Время» в 21.00 (доля 30,7%) и «Вести недели» в 20.00 (доля 18,8%).
Рейтинг этих программ, особенно «Вестей недели», по сравнению с последними выпусками стал заметно выше, и как минимум до конца телесезона тенденция эта должна сохраниться.
Начиная с 2004 года программа Парфенова, по данным Gallup Media, ни разу не покинула пятерки самых популярных программ канала, а с февраля — и тройки лидеров. Более того, с начала года «Намедни» была абсолютным лидером и среди еженедельных аналитических программ, ни разу не дав себя обогнать ни «Временам» Первого канала, ни «Вестям недели» «России».
Каждая программа зарабатывала не меньше $200 тыс., уверяют рекламные эксперты, боясь, однако, называться публично.
То есть «Намедни» приносила каналу от 5% до 8% годового рекламного дохода. Более того, за годы существования «Намедни» подобрался круг рекламодателей, которые предпочитали размещаться именно в этой программе.
Как же можно закрыть образовавшуюся финансовую дыру? Вот что говорит по этому поводу, например, генеральный директор группы компаний «Видео Интернэшнл» Сергей Васильев:
— С точки зрения бизнеса, эта потеря вполне восполнима: программу такого уровня можно заменить хорошим блокбастером и таким образом удержать рекламодателей в нужном тайм-слоте. Подобрать 50 блокбастеров в год — по числу выходов «Намедни» — задача непростая, но решаемая.
Даже подготовиться на канале успеют – все равно конец сезона, так что через месяц «Намедни» и так бы ушли в отпуск. Но беда в том, что «Первый» уже давно показывает фильмы в 21.45, а основной конкурент НТВ, СТС, знаменит своим «кино в 21.00», оставляя на воскресенье фильмы получше.
Так что еще большой вопрос, удастся ли НТВ «забить» своих конкурентов качественным кинопоказом.
Кроме того, средний рейтинг «Намедни» в два раза превышал рейтинг художественного фильма, который шел перед ней, и в среднем составлял около 10%.
Упоминавшийся выше Александр Герасимов, как и предполагалось, только выиграл от того, что «Намедни» закрылись. Его программа «Личный вклад» стала единственной (и основной) на НТВ. В прошлую субботу доля московской аудитории составила более 25% при рейтинге 7% (обычно доля составляла 18%).
Возникает циничный вопрос о стоимости «корпоративной этики». В одночасье попрощавшись с самой рейтинговой программой, НТВ показывает, что честь дороже, а деньги в жизни не главное. По итогам 2003 года, канал впервые обошелся без внешнего финансирования со стороны акционеров, кроме того, по словам гендиректора НТВ Николая Сенкевича, «у нас впервые за всю историю НТВ положительные чистые активы».
То ли у руководства канала приключилось на этом фоне «головокружение от успехов» и оно решило, что теперь и всегда так будет, то ли передумало обходиться без помощи извне.