В понедельник комитет Госдумы по налогам и бюджетам одобрил и рекомендовал нижней палате принять в первом чтении и в целом поправки в закон «О Счетной палате РФ».
Предлагаемый проект меняет принцип назначения руководства Счетной палаты и ее аудиторов.
Кандидатуры на должность председателя СП и его заместителя будут вноситься на утверждение парламента самим президентом. Согласно действующему законодательству, президент к этому процессу отношения не имеет: председатель СП назначается Госдумой, а его заместитель — Советом федерации.
Помимо этого, изменяется порядок назначения аудиторов СП. В настоящее время они также утверждаются палатами Федерального cобрания, но могут быть и самовыдвиженцами. В соответствии с новой редакцией закона назначение на эти должности будет осуществляться по представлению председателя Счетной палаты.
Авторами законопроекта выступили депутаты-единороссы — Олег Морозов, Владимир Катренко, Вячеслав Володин, Владимир Пехтин — и независимый Николай Гончар.
Как сообщил «Газете.Ru» Владимир Катренко, предлагаемые изменения соответствуют мировой практике назначения на должности, соответствующие нашему председателю Счетной палаты. По представлению глав государств они назначаются в США, Ирландии, Чехии, на Кипре. Кроме того, отмечает депутат,
«это позволит избежать при решении кадровых вопросов давления со стороны различных финансово-политических группировок, стремящихся для достижения своих целей провести своих людей в СП РФ».
Именно это и стало основной причиной изменения порядка назначения руководства и аудиторов СП. О том, что Счетную палату будут усиливать, поговаривали давно. Система работала неэффективно –
палата всегда действовала шумно, но серьезных последствий для нарушителей не наступало.
Политолог Станислав Белковский привел «Газете.Ru» такие примеры. По его словам, с подачи олигархических кругов был назначен аудитор Владислав Игнатьев. А Александр Назаров стал аудитором прямо-таки вопреки воле Путина и Степашина. Теперь с этим покончено. По мнению Белковского, законопроект прямо направлен на нейтрализацию лоббистских возможностей финансово-промышленных групп.
Но политолог негативно оценивает поправки. По его мнению, они «сужают политическое поле». Преодолеть же лоббистов, считает Белковский, можно и нужно было другими способами. По его мнению, если Совет федерации снова станет собранием реальных представителей регионов, а не «интересов корпораций», проблема решится сама собой. Предположение, что Степашину по новой процедуре будет избраться сложнее, политолог отверг: Степашин полностью устраивает президента. «Степашин лишился поста премьера из-за Волошина и Абрамовича, и Путин может на него полагаться в борьбе против этих лиц», — пояснил Станислав Белковский.
Директор института проблем глобализации Михаил Делягин оценил предлагаемые изменения позитивно. Он считает, что они существенно повысят эффективность работы палаты. Сегодня председатель палаты по отношению к аудиторам — это всего лишь «первый среди равных»; по новому закону он получит право представлять на эти места свои кандидатуры, то есть получит реальные рычаги воздействия и контроля. Да и статус председателя СП очень сильно повысится: «По процедуре назначения он приравнен к премьер-министру».
По мнению экономиста, новый порядок назначения руководителя и аудиторов палаты в очередной раз подтверждает тенденцию централизации власти.
Директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов считает, что только централизация власти гарантий эффективности не обеспечивает. Все будет зависеть от того,
что реально нужно президенту – поводы для новых уголовных дел или реальный контроль.
Бесспорно одно: участие президента еще и в процедуре назначения руководителя СП показывает, что он пытается замкнуть на себя всю систему исполнительной власти.