Немного есть еще чернокожих музыкантов-бандитов, которые были бы настолько литературными, к которым так подходило бы определение «герой».
Биография гастролера чудесна и годится, в принципе, для любого жанра — от жития до памфлета. Родился в гетто. Детство, юность, молодость и зрелые годы провел в компании разбойников. Примерно к сорока годам (точная дата его рождения не известна) достиг солидного положения в обществе и стал работать со многими акулами и воротилами включая Мадонну, не потеряв железной собранности и самобытности бандюка-самородка.
Годы развили в нем терпимость – к некоторым белым он сейчас готов относиться без злобы и презрения, разумеется, для этого они должны доказать, что они чего-то стоят.
Он любит кунг-фу и гонконгский кинематограф, разбираясь в вопросе лучше любого кинокритика. Сам он, впрочем, миролюбиво практикует ци-гун, хотя техникой боя разбитой бутылкой владеет в совершенстве. «Убить Билла», к которому RZA написал музыку, он ранжирует, как один из двадцати лучших фильмов кунг-фу всех времен и народов и один из пяти лучших, сделанных американским продюсером, заслуживающий соседства с «Дракон появляется».
Кроме того, он любит композитора Карла Орфа, а также Чайковского, Шопена и еще многих и многих других поп-классиков, которых лихо поимел, выпустив пластинку их рэп-каверов. Также он любит корифеев музыки кино, восторгается Эннио Морриконе и беззастенчиво использует его музыку в своих построениях. Для рэпа это, в общем, довольно обычная ситуация, альтернативой заимствованию, скорее всего, будет скука.
Но только RZА умеет цитировать настолько легко, изящно, цинично и безупречно.
Он вообще лучший из серьезных рэперов. Музыка Дэна Накамуры (Gorillaz, Handsome boys modeling school), может быть, еще лучше, но его несерьезность, издевательство над предметом и слушателем и веселая абсурдность проектов, с которыми он записывается, работают против него. С Робертом Диггсом, он же RZA, он же Цифровой Бобби, он же Rzarector, он же Аббат, он же Зиг-Заг-Зиг Аллах, все очень серьезно. Аккомпанемент, на фоне которого члены полууголовной Семьи Ву читают свои телеги, серьезен, драматичен, нежен или агрессивен в зависимости от текста. Критики от отчаяния приплетают для сравнения фильмы нуар и саундтрэки к ним. В этом определенно что-то есть: музыка следует за содержанием – это, в конце концов, революция в шоу-бизнесе последних лет в целом.
RZA беспощадно критикует современную музыку к кинематографу. В своем интервью CNN он вещает: «Я люблю в основном экшн-фильмы. Так вот, саундтреки к ним сейчас плохие. Поставят какое-нибудь техно, и оно стучит и стучит, пока не надоест. Музыка не следует за движением фильма».
Позвольте, по принципу следования за фильмом Дунаевский да Прокофьев музыку писали: чтобы если погоня, то сердце зрителя билось быстрее, а если бой – чтоб он ерзал по всему креслу от ужаса и восхищения, а если поцелуй в диафрагму – чтобы хотелось сконфузиться и отвернуться.
Это ж надо такому случиться: всю вторую половину двадцатого века музыка к кино никуда не годилась, а потом появился длиннолицый негр и все вернул на свои места.
RZA тем временем не дремлет. Многолетняя тусовка с корифеями – Джармушем, Джоном Ву и Квентином Тарантино – привела его к совершенно логичной мысли снять собственное кино. Организаторские способности музыкального руководителя одного из влиятельнейших поп-коллективов планеты, свое видение, возможность собрать под свой проект кучу денег – какие еще вещи нужны начинающему нуар-режиссеру?
Железный принц Ву-танг-клана выступит в ресторане Tinkoff в сопровождении вокалиста Beretta 9, диджея Sueside и группы Cilvaringz 18 мая в 21.00.