Решение, которое предлагает обжаловать молодожен Греф, арбитражный суд в Иркутске принял по иску правительства Хакасии в марте этого года. Этим решением он признал недействительной сделку о приватизации Саяно-Шушенской ГЭС в 1994 году. Теперь электростанцию предстоит вроде бы вернуть государству.
9 апреля арбитражный суд Хакасии (как суд первой инстанции) даже выписал исполнительный лист «о применении последствий недействительности сделки приватизации Саяно-Шушенской ГЭС».
Так что у властей Хакасии вот уже три недели есть карт-бланш в споре с РАО «ЕЭС России». Срок вполне достаточный для того, чтобы взять под белы рученьки судебного исполнителя, доехать вместе с ним до Москвы, пробраться в офис Центрального Московского Депозитария (ЦМД), что находится в д. 22 по ул. Ольховская, да и обязать его списать акции Саяно-Шушенской ГЭС (реестр которой ведет ЦМД) со счета РАО «ЕЭС России» на счет Федерального агентства по управлению имуществом.
Ан нет. Правительство Хакасии предпочитает слушать заявления, что вырабатывается механизм передачи этих акций, что определяется орган, уполномоченный принять имущественный комплекс Саяно-Шушенской ГЭС в федеральную собственность, что в конце концов федеральному правительству выполнить решение суда очень сложно.
То есть, с одной стороны, федеральная исполнительная власть вроде как принялась добровольно исполнять решение, принятое Иркутскими арбитражными судьями — и она имеет на это право. А с другой –
вроде как не очень торопится это делать.
И при этом всячески намекает – надо бы дождаться, что скажет по этому поводу Высший арбитражный суд (ВАС).
«Дело действительно очень сложное, – говорит генеральный директор юридической фирмы «Ринкон-Гамма» Олег Осипенко, — и юристам крайне интересно, как поступит в данном случае «вышка» (ВАС). Ведь акции вносились в уставный капитал холдинга РАО «ЕЭС России», и какой в данном случае должна быть технология двусторонней реституции – не вполне ясно».
Проще говоря, иркутский арбитражный суд поставил под сомнение законность существования РАО «ЕЭС России» как такового.
По мнению консультантов группы «Минфин», у истца есть возможность уже сейчас, незамедлительно заручиться поддержкой службы судебных приставов и направиться «по месту нахождения имущества», то есть к регистратору. И господин Осипенко с ними тоже согласен: «После появления исполнительного листа ответчик превращается в должника. И истец, который теперь уже взыскатель, имеет полное право с судебными приставами отправляться в офис реестродержателя».
Однако, как сообщили «Газете.Ru» в ЦМД, правительство Хакасии ни с судебным приставом, ни без него в офисе депозитария не появлялось.
Зато, как рассказали в пресс-службе правительства этой энергоизбыточной республики, оно очень радуется факту выигрыша дела против РАО. Еще очень радуется, что теперь справедливость будет восстановлена. А еще – тому, что достигнута договоренность о встрече главы правительства (губернатора) Хакасии Алексея Лебедя уже с новым президентом России Владимиром Путиным.
По всей видимости, Хакасии и без акций ГЭС неплохо:
— если федеральные власти признают свою беспомощность в выполнении решения Иркутского арбитражного суда, правительство Хакасии может напомнить о мировом соглашении, которое оно изначально предлагало, – сохранить в республике низкие тарифы на электроэнергию до 2020 года;
— если дело все же дойдет до Высшего арбитражного суда и он оставит в силе решение нижайших коллег, правительство Хакасии получит пакет акций в ГЭС — после еще одной приватизации этой электростанции;
— и даже если Высший арбитражный суд признает притязания правительства Хакасии к РАО безосновательными, губернатор Алексей Лебедь все равно останется для своих избирателей героем, который бился за счастье своего народа до последней инстанции.
Выборы — менее чем через год.