Уже в пятый раз по четным годам над столицей разверзаются хляби, извергая на нас ливни проектов со всего света. Длится это сорок дней и ночей, а то и поболее — отдельные выставки залезают аж на июнь. В целом выставок набирается 129, и займут они 38 площадок по всему городу – от Петровского пассажа до пешеходного моста «Багратион», от кафе Des Artistes до муниципального зала в Тушинe. Разброс фестивальных объектов мог быть не таким широким, но пожар в Манеже внес свои коррективы. Судьба доброй четверти выставок висела на волоске, пока двери своих заведений не распахнули Василий и Зураб Церетели. Внук заведует филиалом Музея современного искусства в Ермолаевском переулке – внушительным четырехэтажным зданием с роскошными залами, а его дедушка… Э-э, послушай, да чем только не заведует его дедушка!
Словом, проблема с помещениями разрешилась как нельзя лучше.
У биеннале имеются три главные темы – «Город», «Идентификация» и «Новые технологии». Почему именно такие, спрашивать глупо. Вам что, больше нравятся выселки, непонятки и дедовские кувалды? Вот и нечего придираться. Каждая тема дробится на подразделы. К примеру, «Город» олицетворяют прежде всего Рим, Париж, Нью-Йорк – им посвящены отдельные фотографические эссе. Естественно, Москва с Петербургом не забыты тоже, а еще есть серии, посвященные российской провинции. Кто думает, что вся урбанистика собрана компактно, тот жестоко ошибается. Московский дом фотографии традиционно раскладывает все блюда по разным мискам, чтобы зритель потом гонялся за полнотой чувств. Посему первые вернисажи заведомо ничего не исчерпывают, а лишь намекают на продолжение.
Фестивальную пресс-конференцию почти целиком отдали прославлению спонсоров. Ритуал объяснимый, но утомительный. К полезной информации можно отнести сообщение директора МДФ Ольги Свибловой о том, что в музее А. С. Пушкина на Пречистенке 20–23 апреля пройдут мастер-классы некоторых интернациональных звезд вроде грека Джона Демоса и француженки Орлан.
Уроки последней особенно интригуют: неужто будет прилюдно делать очередную пластическую операцию? За годы творческой биографии Орлан поменяла в своем организме почти все, кроме некоторых половых признаков.
Впрочем, теперь до этого вряд ли дойдет дело: возраст берет свое. Реальные трансформации запечатлены в давних фотосериях, а нынче концептуалистка предпочитает уродовать собственное изображение при помощи компьютера. Цикл «Самогибридизации», представляемый в ЦДХ, забавен, но нет уже в нем былой беззаветности, не дышат почва и судьба…
Там же, в Центральном доме художника, пройдет выставка другой неуемной арт-дивы – Ширин Нешат, удостоенной недавно гран-при Венецианской биеннале. Ее персоналка будет подкреплена опусами соотечественников – знаменитого иранского кинорежиссера Аббаса Киаростами и еще двух авторов калибром помельче.
В программе фестиваля хватает географической и стилистической экзотики, но начинать решили с французских проектов: все-таки московская Фотобиеннале исторически связана с парижским прототипом. Можно сказать, полная калька. В Новом Манеже открылись две франкофильские выставки – «В поисках идентичности» и «Париж глазами фотографов», подготовленные FNAC (Национальным фондом современного искусства) и Центром Помпиду соответственно. В первом случае речь о сходствах и различиях, иллюзиях и достоверностях, абсурде и здравом смысле. Здесь пестрят близнецы, манекены, фотографические обманки и жесткие пародии. Вроде бы концептуально, философично, в духе современности, но слишком уж нарочито. Будто все время лопаешь соленые огурцы с вареньем и кефиром запиваешь.
А вот предложенные по соседству образы столицы мира, наоборот, классичны донельзя. Своей хрестоматийной добротностью работы Анри Картье-Брессона, Брассая, Робера Дуано, Ман Рэя, Бернара Плоссю легко могли бы внести умиротворение в зрительские сердца, если бы не экспозиция. Кто додумался разместить элегические снимки в мрачном гипсокартонном лабиринте, неизвестно, но эффект превзошел ожидания: оттуда хочется вылететь опрометью. Впрочем, если вы абонент «Би Лайна», все-таки есть повод задержаться. Под каждой фотографией (это касается всех выставок биеннале) имеется табличка с номером, который в случае вашего восторга следует сообщить оператору. Говорят, по результатам зрительского голосования будут раздавать награды. Может, покойному Дуано ваши эмоции и ни к чему, зато у вас останется ощущение интерактивности. Если помните, «Новые технологии» – одна из главных тем фестиваля.
К обзору выставок в рамках биеннале «Парк культуры» еще обратится по мере их открытия.