Решение, принятое в четверг на предварительном судебном слушании по делу Платона Лебедева, прошло по тому сценарию, который устраивает Генпрокуратуру. Накануне слушаний в Мещанском суде столицы Арбитражный суд Москвы фактически аннулировал мировое соглашение между РФФИ и ЗАО «Волна» о приватизации мурманского ОАО «Апатит». А именно это мировое соглашение было главным аргументом защиты Платона Лебедева и Михаила Ходорковского, в основу обвинений которых легло дело о приватизации 20-процентного пакета мурманского «Апатита».
Адвокаты бизнесменов разрабатывали тактику защиты с учетом того, что мировое соглашение заключено и действует, а значит, нет причин для обвинений в адрес Ходорковского и Лебедева.
Решение арбитражного суда Москвы показало, что Генпрокуратура отступать не намерена, и если понадобятся новые аргументы для признания виновными Лебедева и Ходорковского, они будут найдены и признаны судом.
Несмотря на то что Мещанский суд Москвы проводил свое первое заседание в режиме предварительных слушаний, в ходе которых стороны знакомятся с делом, адвокаты подали ходатайство об освобождении Лебедева из-под стражи. Защитники настаивали на том, что установленный Басманным судом срок содержания Лебедева под стражей истек 30 марта и его задержание до сегодняшнего дня незаконно. Нужно было проводить отдельное судебное заседание о продлении срока содержания Лебедева. Это сделано не было. Адвокаты даже пытались апеллировать к нормам Европейского суда по правам человека, согласно которым
содержание обвиняемого под стражей без решения суда незаконно.
Но Мещанский суд остался непреклонен и поддержал сторону обвинения, которая потребовала оставить Платона Лебедева за решеткой.
Так, представитель Генпрокуратуры Дмитрий Шохин напомнил суду, что бизнесмен в составе организованной преступной группы, куда входили и другие сотрудники МФО МЕНАТЕП, совершал преступления, в том числе в сфере приватизации, а также уклонялся от уплаты налогов. Поэтому, если выпустить Лебедева на свободу, он может оказать давление на свидетелей, заявил обвинитель.
Шохин также высказался в том смысле, что другие участники этой оргруппы спрятались от российского правосудия за границей и их примеру может последовать Лебедев, «который имеет обширные международные связи». Суд не принял во внимание, что Платон Лебедев давно сдал все свои загранпаспорта следствию.
Рассмотреть второе ходатайство защиты Лебедева Мещанский cуд «не успел».
Адвокаты обратились к судьям с просьбой о возвращении дела Генпрокуратуре для составления нового обвинительного заключения, поскольку два адвоката не успели ознакомиться с делом и не расписались в протоколе об ознакомлении с материалами дела. Это нарушение права обвиняемого на защиту, и адвокаты просят суд обратить на это внимание. Мещанский суд принял решение рассмотреть это ходатайство в пятницу, 16 апреля.
Не слишком надеясь на справедливый судебный процесс, адвокаты Лебедева подали жалобу в Европейский суд по правам человека.
В жалобе содержится просьба проверить факты нарушения прав человека при аресте Лебедева и продлении срока его содержания под стражей. В тот же день, когда Мещанский суд начал предварительные слушания по делу Лебедева, из Страсбурга, где расположен Европейский суд, был получен ответ.
По словам адвоката Елены Липцер, суд принял решение рассмотреть в приоритетном порядке факты нарушения прав человека, изложенные в жалобе. Европейский суд уже направил запрос в правительство России с просьбой опровергнуть факты нарушений прав человека в деле Лебедева.
Юристы, участвующие в процессе, полагают, что европейский суд может принять решение по жалобе в течение нескольких дней.
Россия признает европейскую юрисдикцию. В случае установления Европейским судом фактов нарушения прав человека в ходе процесса над Лебедевым мнение Страсбурга должно быть принято российскими правоохранительными органами во внимание.
Но вероятность этого мала, полагают юристы. Так, по словам Елены Липцер, Россия обязана ответить на запрос страсбургского суда в течение двух месяцев. За это время судьи Мещанского суда — особенно при соответствующем на них давлении — могут успеть принять решение по делу Лебедева. По крайней мере, представители защиты Платона Лебедева этого не исключают.
А если бизнесмен (с нарушеним прав или без них) будет осужден, Европейский суд никак не сможет повлиять на ситуацию, полагают юристы.