В четверг на заседании правительства обсуждался вопрос по изъятию сверхдоходов из нефтяной отрасли, разработанная Минфином по прямому указанию президента России.
Сенсации не произошло — правительство утвердило изъятия через новые экспортные пошлины на нефть и новой схемы расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Увеличение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль на две трети будет обеспечено за счет новых экспортных пошлин. За первый год их действия у нефтяников планируется изъять не менее $1 млрд сверхдоходов.
Глава правительства Михаил Фрадков обязал Кудрина до конца недели внести в Госдуму соответствующие законопроекты. В действие налоговые новации по замыслу правительства должны вступить уже летом, вначале будут введены новые экспортные пошлины. Затем с 1 января 2005 года правительство введет в действие и новую схему расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В настоящее время при цене нефти до $15 за баррель российской нефти Urals экспортная пошлина не взимается, при цене от $15 до $25 за баррель пошлина составляет до 35% от разницы между фактической ценой нефти и $15 за баррель, при цене свыше $25 за баррель — это сумма, не превышающая $25,53 за баррель и 40% от разницы между фактической ценой нефти и $25 за баррель. Правительство, задавшись целью изъять нефтяные сверхдоходы, намерено с лета текущего года ввести дополнительную пошлину в размере 45% в интервале цен от $20 до $25 за баррель и в размере 65% при цене нефти свыше $25 за баррель. Последний год средняя цена на российскую нефть превышала $25 за баррель, и аналитики прогнозируют сохранение существующей тенденции.
Поправки в схему расчета НДПИ предполагают увеличение его базовой ставки с существующих 347 рублей за тонну нефти до 400 рублей за тонну. В качестве небольшой уступки нефтяникам — снижение потерь от укрепления рубля правительство снизило заложенный в расчет НДПИ курс доллара с 31,5 рубля до 29 рублей.
По мнению экспертов, нефтяники смогут приспособиться к новым условиям, надо лишь сократить количество новых проектов и сосредоточиться на высокоэффективных действующих, а также сократить другие затраты: геологоразведку, административные расходы и т. п.
Повышение налогов делает нерентабельными многие капиталоемкие проекты. Существуют опасения, что инвесторы могут отказаться от таких проектов, считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев.
Сильнее всего от реализации идеи изъятия сверхдоходов пострадают малые нефтедобывающие компании. Минфин в своих расчетах оценивал состояние лишь восьми крупнейших компаний России, добывающих около 80% всей отечественной нефти – «ЛУКойла», ЮКОСа, «Сургутнефтегаза», ТНК, «Сибнефти», «Татнефти», «Роснефти» и «Славнефти». Остальные компании будут балансировать на грани выживания. Пострадают и крепкие середнячки — нефтяные компании «Татнефть» и «Башнефть», ведущие добычу в основном на месторождениях с большой степенью выработки или с трудноизвлекаемыми запасами.
Вместо распространенного в развитых странах дифференцированного метода налогообложения нефтяной отрасли (в зависимости от доходности месторождений) российские чиновники решили ввести плоский НДПИ и одинаковые для всех пошлины.
Хорошо это или плохо — большой вопрос. Ряд экономистов, в том числе Вадимир Мау, уверены, что решение верное, поскольку в случае введения дифференцированных налогов некоторые нечистые на руку российские чиновники могут поживиться за счет нефтяников, а до бюджета деньги не дойдут. С другой стороны,
правительство не отказалось полностью от идеи введения дифференцированных налогов, но их нефтяникам пообещали не ранее чем через два года.
Нефтяники и сейчас не особенно стремятся тратиться на геологоразведку, а после увеличения налоговой нагрузки и вообще могут свести ее к минимуму. Согласно данным Минприроды, добыча нефти в России в 2004 году вырастет до 440 млн тонн с 412 млн тонн в 2003 году. При этом продолжают падать темпы прироста запасов нефти и конденсата. В 2001 году прирост запасов составил 375 млн тонн, в 2002 году — 254 млн тонн, в 2003 году — 240 млн тонн.
По данным экспертов Минприроды, при таких условиях добыча обеспечена запасами только до 2010 года, после чего запасов не будет хватать для поддержания запланированных темпов роста добычи — 490 млн тонн в 2010 году и 520 млн тонн в 2020 году.