2 апреля Василий Алексанян и Антон Дрель, входящие в адвокатскую группу, защищающую Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Алексея Пичугина, обратились в Московский городской суд с кассационной жалобой на решение Басманного суда, постановившего блокировать их личные счета в Швейцарии. В своей жалобе адвокаты потребовали отменить это решение, так как оно было принято с нарушением законодательства, не говоря уже о том, что самих заграничных счетов у Алексаняна и Дреля в принципе нет.
Адвокаты предупредили, что настроены предельно решительно и что, если их жалоба не будет удовлетворена Мосгорсудом, они обязательно дойдут до Верховного суда. «Это беспрецедентная вещь. Она просто не могла не быть обжалована», — пояснил Алексанян корреспонденту «Газеты.Ru».
Напомним, сутки назад стало известно, что Генеральная прокуратура получила от Басманного суда санкцию на блокирование счетов адвокатов ЮКОСа. В удовлетворенном судом ходатайстве прокуратуры говорилось буквально следующее: у следствия есть основания полагать, что часть средств, нажитых преступным путем, отмывается в швейцарских банках на счетах более двух десятков компаний и 24 физических лиц, в том числе адвокатов ЮКОСа Антона Дреля и Василия Алексаняна. Такой вывод был сделан следствием на основании обвинений, предъявленных бывшему руководителю ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и главе МФО МЕНАТЕП Платону Лебедеву.
А сегодня адвокаты выяснили, что суд рассмотрел и удовлетворил запрос прокуратуры еще 19 марта. «Судебное заседание проходило заочно, без нашего присутствия, как того требует закон, — возмутился Василий Алексанян. – В тот же день рассматривалось продление содержания под стражей Михаила Борисовича (Ходорковского – «Газета.Ru»), мы целый день провели в Басманном суде, и председатель знала об этом, потому что решение по счетам вынесено тем же самым председателем – Солоповой».
Никаких проверок на предмет, действительно ли на счетах адвокатов есть какие-либо денежные средства и есть ли в природе сами эти счета, суд не проводил, – рассказал «Интерфаксу» Генрих Падва, тоже член этой адвокатской группы. Он объяснил, что банковские счета не арестованы, а по ним временно приостановлено движение. Падва заявил, что он «встречается с таким решением впервые и считает его абсолютно незаконным». «На мой взгляд, это попытка опорочить защиту и оказать на нее давление», — резюмировал известный адвокат.
Василий Алексанян согласен с коллегой и своих эмоций сегодня не сдерживал: «Они просто хотят, извиняюсь за слово, закошмарить, запугать нас. Показать: вы пытаетесь Ходорковского спасти, а мы в соседней комнате сейчас вам впаяем что-нибудь…»
Защитник шокирован действиями судебных органов: «Казалось, предел уже есть, а оказывается – нет. Причем такие вещи пишут в этих постановлениях: что мы советами помогали скрывать совершаемые и совершенные преступления, за это с нами делились краденым. Что я могу на это сказать?»
Действительно, на какие юридические нормы опирались представители прокуратуры и использовали ли их вообще, понять сложно. «Они ни на какие юридические нормы не ссылались. Это чтиво из разряда бреда, – уверен Алексанян. – Вот, к примеру, такой пассаж: такой-то, не буду фамилию называть, украл 400 миллионов рублей. Где украл, чего, когда, чем это доказывается – ничего нет, просто утверждение».
В принципе, ни Антон Дрель, ни Василий Алексанян денежные средства за границей не хранят, и в этой связи арест мифических счетов никак не сказался на их быте, однако своими действиями прокуратура преследует вполне очевидную цель – дискредитировать адвокатов ЮКОСа в глазах общественности. И с этим адвокаты смириться не могут.
«Мы от этого никак не страдаем, — объяснил Алексанян. — Мы могли это решение вообще не обжаловать, так как это бред собачий, но вопрос для нас принципиальный».
«Мне со всего мира звонят люди в ужасе: то ли меня арестовали, то ли деньги арестовали, то ли еще что-то – они же пишут: все отмывали деньги», — пожаловался он. Алексанян напомнил Генпрокуратуре, что, вообще-то,7 в Уголовном кодексе России существует статья «Клевета», ее никто не отменял, но следователи, видимо, о ней подзабыли. Им могут о ней напомнить.
Российские адвокаты серьезно намерены отстаивать свои права на защиту: «Сколько потребуется, столько и будем. Дойдем до Верховного суда, памятуя, что Московский городской тоже дружит с прокуратурой. Нас здесь мало что смущает, – пообещал Василий Алексанян и добавил: — клянусь, как говорится».