Многие российские компании не любят платить дивиденды. То есть что-то владельцам обыкновенных акций все же перепадает, но это крохи с барского стола. Признанный чемпион по уклонению — ОАО «Сургутнефтегаз». У руководства этого предприятия есть даже целая философия, объясняющая, почему нельзя платить больше, чем 10% от прибыли.
«Уклонисты» ссылаются на отсутствие четкого законодательного определения: что такое чистая прибыль. А именно исходя из этого показателя вычисляется размер дивидендов.
Руководство «Cургутнефтегаза» не раз высказывалось в том смысле, что, раз в законе понятие «чистая прибыль» не определено, эмитент вправе полагать, что это прибыль, оставшаяся после налогообложения и распределения ее по различным фондам, в том числе социальным.
Некоторые юристы полагают, что компании действовали в рамках правового поля. Согласно действующему законодательству акционерные общества в соответствии со своим уставом могут самостоятельно определять механизм расчета дивидендов и регулировать базу таких расчетов, как размер чистой прибыли, исключая из нее средства, направляемые на инвестиции производственного характера, утверждали специалисты.
Ассоциация по защите прав инвесторов неоднократно пыталась привлечь к проблеме внимание руководства Минфина, МНС и недавно расформированной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Но госчиновники не реагировали. Два года назад депутаты Сергей Генералов и Виктор Плескачевский внесли соответствующую поправку в закон об АО. Суть ее сводится к следующему:
«Чистая прибыль — это прибыль минус налоги».
.
Судьба инициативы оказалась непростой. После полугода мытарств поправку в конце декабря 2002 года приняли в первом чтении. Экс-председатель ФКЦБ Игорь Костиков тогда инициативу поддержал. «Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль общества после налогообложения, — объяснил он. — Чистая прибыль для целей расчета дивидендов определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности общества».
Но затем, в силу необъяснимых причин, законопроект на полтора года положили под сукно. По словам Генералова, тормозила прохождение поправки через Думу «одна крупная компания, которая очень не любит платить дивиденды». Кто именно — из контекста догадаться нетрудно. По мнению депутата, за два года эта компания сэкономила на акционерах порядка $200 млн.
Теперь все позади: сенаторы одобрили изменения в статью 42 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующие выплату дивидендов в акционерных обществах.
Но в тех компаниях, где предпочитают «двойную» бухгалтерию, прибыль за 2003 год акционеры будут получать по старой схеме. Все годовые собрания акционеров по закону должны пройти до конца июня, а поправка вступит в силу только 1 июля текущего года.