Город этот издавна привлекал внимание. Один путешественник, оказавшийся в тех местах отнюдь не по своей воле, аттестовал его так: «Место пренарочито и красно вельми, и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощми преизобилно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много, яко не мощно обрести другаго такова места во всей Руской нашей земли нигдеже». Сегодня о этом городе решили не только рассказать, но и показать его. 25 марта в выставочном зале Федеральных архивов начала работу выставка «Казани – 1000 лет».
Название это, надо сказать, как минимум дискуссионное: сколько лет Казани, доподлинно не знает никто. Единственный автор, давший точную дату возникновения столицы Татарстана, тот самый любитель «семяны» и «овощми» (анонимный автор «Казанского летописца», написанного в XVI веке), говорит о том, что город «татаровя и чюваша» был основан в 1177 году. Но это же еще ждать невесть сколько, а праздника хочется сейчас. Вот и решили принять за точку отсчета не «письменную», а «археологическую» дату, а в этой науке, знаете ли, сто лет туда-сюда – не срок.
Осуждать кого-либо за это язык не повернется, в России, как известно, формальный повод – дело десятое.
Идея взять в качестве сюжета для выставки историю Казани, безусловно, более чем многообещающая. Вклад татарской столицы в русскую историю неоспорим и огромен, начиная с собора Василия Блаженного на Красной площади (построен в честь взятия Казани Иваном Грозным) и заканчивая пестованием едва ли не всех российских смутьянов, вплоть до неблагонадежного студента Казанского универа Володи Ульянова. Сомнения вызывало только одно: а потянут ли устроители эдакую глыбу? Надежды внушало то, что в Федеральных архивах выставки делать умеют, что доказано многократно, да и силы на эту экспозицию стянули немалые.
Судите сами, в работе над выставкой приняли участие Федеральное архивное агентство России, Главное архивное управлением при кабинете министров Республики Татарстан, министерство культуры Республики Татарстан, администрация Казани, Академия наук Республики Татарстан, Российский государственный архив древних актов, Национальный архив Республики Татарстан при участии Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Государственного исторического музея, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Государственной Третьяковской галереи, Национального музея Республики Татарстан, Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль», Национального культурного центра «Казань», Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета, Национальной библиотеки Республики Татарстан. Продолжить? Ладно, ладно, не буду...
Увы, худшие предчувствия оправдались. Несмотря на изобилие авторитетнейших музеев, в итоге мы имеем классический сюжет про кучу нянек и одноглазое дитя.
Выставки в Федеральных архивах всегда отличались хорошо продуманной концепцией и не менее профессиональным исполнением. На сей же раз экспозиция банально рассыпается. Втиснутые в три зала почти четыре сотни экспонатов так и не сложились в единую мозаику, оставшись россыпью уникальных, но так и не заговоривших реликвий.
Бедного посетителя кидает от «Разрядной книги стольника Василия Собакина» к «Картинам России и быту разноплеменных ее народов из путешествий П. П. Свиньина», от московского служилого татарина Кадыша Кудинова к адъюнкту восточной словесности Ибрагиму Хальфину.
В небольшую экспозицию решили вместить семь сюжетов от «Казань — северный форпост Волжской Булгарии» до «Казанский университет — колыбель просвещения в Волго-Уральском регионе». В итоге князь Курбский и академик Лобачевский, историк Миллер и поэт Державин, царица Сююмбике и император Николай I стиснуты в рамках экспозиции, как шпроты в банке. Вот «государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руссии самодержец город Казань взял многим своим государски трудом и с острозрительным и глубочающим разумом», а буквально через пару метров уже казанский губернатор А. Запряжский отправил императрице Елизавете Петровне «иноходца и котов, пригодных для ловли мышей».
В общем, суета и томление духа. Нет чтобы рассказать «историю одного города» пусть не столь цветисто и многословно, но зато размеренно и по порядку: «Город этот находится в Азии, в западной части Московской Татарии, на реке того же имени, туземцами называемой Казанкой и впадающей в Волгу…»