Он записал альбом «Гиппопотамомус», про животных и про секс, про счастливых гиппопотамчиков, кидающихся друг в друга переваренными трюфелями, про грустного маркиза и про человечка Мишлен, которому надо засунуть кое-куда насос, накачать его как следует, а потом он уже будет накачивать тебя.
Феминистки-активистки в союзе со знаменитой Бетти Пейдж, культовой персоной садо-мазо сообщества, главной женщиной с кнутом по обе стороны океана, обрушились на Момуса с резкой критикой и, по слухам, немножко побили.
Французские производители шин подали в суд с некоторым ужасом – торговые марки, конечно же, можно использовать в произведениях искусства и для пародий, но вставлять велосипедный насос себе в задницу они не позволят.
Еще в этом альбоме была песенка про хорошо начитанный синий чулок и ее неумелое поведение в постели, про маленьких девочек, порнографию, обезьянку и разные другие излюбленные темы шотландца Ника Каррие по прозвищу Момус.
Происходило все это в 1991 году, Момусу был 31 год. Позади было прерванное обучение на филфаке университета, игра в группе «Счастливая семья», брехтианский концептуальный альбом про фашистов и Красные бригады, восстановление в университете и окончание его с отличием, семь лет концертной, студийной и поэтической работы.
Практически все его произведения рассказывали о маленьких девочках, больших девочках с кнутом, добрых, но строгих английских дядечках, ласковых зверушках, Грустном Маркизе (Marquise Sadness) и об искренних, чистых и безгрешных детях, которые совокупляются как кролики с использованием разнообразных технических приспособлений.
Впереди – еще долгие годы напряженной работы, путешествий в Японию, Арктику и Грецию, открытие собственного лейбла, продюсирование популярной, но скучной группы Stereo Total, бесчисленные концерты и прекрасные альбомы.
Литературное образование давало себя знать – в его концептуальных пластинках Диккенс мешался с Куртом Вайлем, Боккаччо с Дэвидом Линчем и так далее – лишь бы присутствовали взрослые дети с грустными и невинными глазами.
Сейчас он к тому же увлекся флэш-анимацией — еще бы! Раньше снять клип можно было за сто тысяч долларов, сейчас – за сто.
Флэш-порнография – искусство будущего.
Британская музыкальная пресса ревниво и внимательно следила и по сей день следит за Момусом, считая его «самым недооцененным поп-музыкантом» (в разное время это писали и NME, и Melody Maker). Она журит его слегка за слишком тяжеловесные, скучные и переполненные ссылками работы и хвалит за прилипчивые мелодии: «Никогда еще вы не слышали такой прилипчивой песенки о бондаже, педофилии, зоофилии и некрофилии» (NME).
Пресса очень мало пишет о том, как устроена его музыка. Очевидно, что ни литературные аллюзии, ни грустные девочки, маркизы и собачки не помогут фигуре остаться культовой двадцать лет. Так вот, Момус делает веселейшую и очень качественную музыку. Он использует все имеющиеся техники – и примитивный аналоговый синтезатор, и мощные компьютеры, и игру с гитарной рок-группой, и диджейство, и воспроизведение музыки при помощи карманного компьютера «Palm». Он играет и блюз, и фолк, и техно, и классический панк, и электроклэш, и рэгги, и стиль собственного изобретения – так называемое «аналоговое барокко» — пародийные подоночьи фуги, сыгранные на допотопном аналоговом синтезаторе. Все это смешивается подряд в любых пропорциях, сдабривается отличными порциями юмора и чудовищного цинизма.
Истории его жизни можно рассказывать бесконечно. Он украл несовершеннолетнюю дочку одного ресторатора из Бангладеш, женился на ней и прятался по всему миру от ее братьев, дядей и кузенов. Сейчас, правда, он с ней уже развелся, но бывшие беглецы вместе записывают музыку. В Японии он выступал перед аудиторией в 2000 человек – в некотором роде рекорд для клубного извращенца. В Москве этот отборный представитель человеческого арт-мусора сыграет в клубе под названием Art Garbage 19 марта в 22.00.