Весной будущего года пустой пьедестал на Трафальгарской площади займет четырехметровая мраморная статуя Элисон Лэппер, работающей матери-одиночки и современной художницы.
39 лет назад госпожа Лэппер появилась на свет с диагнозом фоколемия – родилась она без обеих рук, ноги ее были непропорционально маленькими и недоразвитыми. Подобные нарушения развития плода были подарком миру от коммерческой фармакологии — побочным действием талидомида. Талидомид – снотворное и успокаивающее, продававшееся в начале шестидесятых годов, которое рекламировали как лекарство, избавляющее от утренней рвоты во время беременности. В середине шестидесятых, когда выяснились последствия приема препарата, его запретили.
Элисон Лэппер – достаточно известный современный художник, она занимается цифровой фотографией и обработкой изображений, а также традиционной живописью. В 1994 году она с отличием закончила Школу искусств Брайтонского университета, постоянно участвует в групповых выставках, фестивалях, устраивает собственные экспозиции. Изображает, особенно в последнее время, себя и руки, которых у нее нет. Играет со светом и тенью и рифмует свое тело с Венерой Милосской – любимым культурным героем.
«В некоторых моих работах я называла себя Венерой Милосской; она потеряла руки — я родилась без рук; тем не менее ее никто не назовет инвалидкой, как это делают со мной». «Я очень довольна своим телам, хотя, конечно, я и не подозревала, что его выставят на Трафальгарской площади. Я думаю, что это прекрасно, что такой яркий и женственный образ будет находиться на площади, ассоциирующейся с войной и наследием прошлого».
Ее сын Парис родился в 2000 году. Беременность была неожиданной, но желанной. Все это послужило поводом для большого количества работ, в основном фотографий и коллажей. Ребенок, кстати, совершенно нормален.
Вся эта история привлекла довольно много внимания – как до рождения Париса, так и после, разумеется. Публика ахала и удивлялась невероятной силе воли женщины. Элисон приложила к этому немало усилий – снималась в документальных фильмах, раздавала интервью, выступала на разнообразных лекциях и семинарах. В конечном счете именно такой активности мир обязан появлением обязательных пандусов для инвалидных колясок в общественных местах.
Разумеется, привлечение общественного внимания имело и неприятную сторону. Когда Элисон Лэппер забеременела, да еще использовала это в десятках разнообразных инсталляций и перформансов, это подчас вызывало самую оскорбительную реакцию. В конце концов, понять, как она будет вынашивать ребенка, потом рожать, а потом и воспитывать, люди не могли. К тому же они часто обращались к будущей матери с жестоким вопросом, не родится ли ребенок с такой же патологией.
Однако ее усилия принесли плоды. Сегодня есть довольно много англичан, уверенных, что статуя госпожи Лэппер не только достойна пьедестала на Трафальгарской площади, но и вообще изменила представление о героях, как о мертвых белых мужчинах.