НАТО вводит войска в Литву
Североатлантический совет принял 17 марта «политическое решение о защите воздушного пространства и уполномочил главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе сосредоточить необходимые для этого силы», сообщает «Интерфакс».
В решении Совета подтверждено, что все страны НАТО должны иметь равные гарантии коллективной безопасности. Министр обороны Литвы Линас Линкявичюс выразил удовлетворение решением Совета Альянса. Он отказался сообщить, сколько и каких самолетов или других средств защиты будет дислоцировано в Литве, а также где они будут размещены. Литовская пресса сообщала ранее, что звено из четырех--шести натовских истребителей временно может быть размещено на территории Вильнюсского аэродрома, а позже будет перебазировано на аэродром Зокняй под Шяуляем, где еще требуется выполнить ремонтные работы взлетно-посадочной полосы.
Право быстрого доступа войск НАТО на территорию Украины включая боевую технику оговорено в специальном меморандуме «О взаимопонимании между НАТО и Украиной об обеспечении поддержки операций НАТО со стороны принимающего государства», который был подписан еще 9 июля 2002 года. Почти два года Киев не спешил его ратифицировать, прекрасно понимая, к каким политическим последствиям может привести эта процедура в условиях сохранявшегося все это время напряжения в отношениях с Москвой. Ратификация состоялась лишь после того, как Леониду Кучме удалось в целом договориться с Владимиром Путиным по проблеме Азова и Керченского пролива, а также после подведения в России итогов выборов президента. Дальше с ней тянуть было просто бессмысленно, к тому же, затягивая с ратификацией, Украина отказывалась от живых денег, так как доступ войск НАТО на ее территорию является платной услугой, причем не облагаемой никакими налогами.
За принятие закона о ратификации меморандума проголосовали 237 депутатов Рады, против — 61 из 421, находившихся в зале. Остальные воздержались. Теперь штабы верховных главнокомандующих объединенных вооруженных сил НАТО в Атлантике и в Европе могут планировать и свободно проводить, если захотят, любые учения на территории Украины, в том числе в ее восточных областях, откуда до Москвы – 730 км.
Прокомментировать новую геополитическую ситуацию, объяснить, что это значит для России, и какими могут быть ее ответные шаги в интервью «Газете.Ru» согласился председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.
— Константин Иосифович, Украина ратифицировала меморандум о фактическом предоставлении в любой момент войскам НАТО доступа к южным границам России. Это значит, что танки альянса стоят уже практически у Белгорода?
— Я бы не стал нагнетать обстановку. Все не так страшно. Конечно, с точки зрения интересов безопасности России было бы лучше, если такого рода меморандумы не появлялись бы. Это подтверждает в очередной раз озабоченность России в отношении деятельности НАТО. Когда нам говорят, что НАТО нацелена на ликвидацию новых угроз (терроризма, наркотрафика, перемещения оружия), а при этом американские базы передислоцируются из Германии в Польшу и ратифицируются подобные меморандумы, это значит, что ястребы внутри НАТО по-прежнему рассматривают Россию как потенциального противника. Они принимают превентивные действия, чтобы быть готовыми к развитию ситуации конфликта. Но я считаю, что России не стоит оказываться в плену у этой стороны натовских генералов. Мы должны руководствоваться отношениями доверия, сотрудничества с НАТО, которые позволяли бы нам снимать подозрения на ранних стадиях. Нам позволяет это делать формат «двадцатки».
По сути же документ оставляет пока больше вопросов, чем ответов. Конечно, он носит рамочный характер, предусмотрено заключение отдельных соглашений по видам и средствам поддержки Украиной операций НАТО. В данном же случае идет речь о фиксации намерений сторон действовать в рамках программы «Партнерство во имя мира», в том числе путем предоставления силам НАТО быстрого доступа на территорию Украины.
Я считаю, что такого рода соглашения не создают принципиально новых угроз для безопасности России. Эти угрозы создаются стратегическим оружием, а не обычной военной техникой – самолетами, танками, кораблями, о которых идет речь в данном соглашении.
Я убежден, что в силах России предотвратить негативный вариант развития событий, когда НАТО становится врагом России. Если мы будем рассматривать НАТО как врага России, то в наших интересах противостоять такого рода соглашениям. Если же мы считаем, что НАТО трансформируется, что расширение альянса не несет принципиальных угроз для России, то России придется соглашаться с такой динамикой событий. Тем более что более серьезные последствия для нас в военном отношении наступают после очередной волны расширения альянса – вступления в него Польши и государств Балтии.
— Необходимы ли дополнительные соглашения или документы для размещения стратегического оружия в любой из бывших республик союза?
— В основополагающем акте России–НАТО зафиксирован отказ НАТО от размещения на территориях государств-партнеров стратегического оружия, а также военных баз с обычным оружием. Если следовать духу и букве российско-натовских договоренностей, если у НАТО есть необходимость использовать какую-либо территорию для выполнения своих задач, это все равно не означает превращение такой страны – в данном случае Украины — в военный, стратегический плацдарм в непосредственной близости к России.
— Ускорит ли это для Украины процесс вхождения в НАТО, о чем многие в Киеве говорят открыто как о достаточно скорой перспективе?
— Для суверенитета Украины такое решение ущербно. Я бы не желал России такого варианта развития событий, когда бы она гарантировала силам НАТО право быстрого доступа на свою территорию. Но это суверенное право Украины. Каким-то образом протестовать или вмешиваться не следует.
Еще раз повторю – это решение не создает дополнительных угроз для России. Так как, даже когда на Украине появляется некое количество танков или вертолетов НАТО, это не тот воинский контингент, который в состоянии определить исход даже гипотетического конфликта Россия--НАТО. Этот конфликт, повторюсь, надеюсь, не перейдет из гипотетической плоскости в практическую.
— Ратифицированный Украиной меморандум регулирует количество единиц военной техники на территории государства, открывающего свои границы НАТО?
— Количество техники, размещаемой на территориях государств Европы, определяется соглашением «О вооруженных силах в Европе», заключенным в 1990 году и адаптированном в 1999-м. Пока договор об адаптации (ДАВСЕ) ратифицировали три государства, среди которых Украина. Для каждой страны в нем указываются национальные и территориальные образные «потолки» количества всей военной техники. Национальные – это собственные вооруженные силы: танки, самолеты, вертолеты, корабли и бронетехника. Территориальные «потолки» определяют общее количество техники включая и зарубежную. Условно говоря, если США, подчеркиваю, не НАТО, решат разместить на территории Украины военную базу, это и теоретически, и практически возможно. Но в этом случае должны будут соблюдаться территориальные ограничения, которые заложены в договоре и не превышают оговоренного потолка. В данном же меморандуме не говорится о постоянной основе, а о выполнении военных и миротворческих операций НАТО в рамках «Партнерство во имя мира», — это размещение и дислокация на временной основе. Это не противоречит адаптированному ДАВСЕ и не принципиально для безопасности России.
— Каким могут быть ответные меры России на этот шаг Украины?
— В дополнительных мерах нет необходимости. Россия соблюдает договоренности ДАВСЕ. Кстати, все они действуют только на европейской части России.
У нас есть достаточное количество вооружений и военной техники за Уралом, которое в случае гипотетического кризиса может быть передислоцировано в центральную часть России. С нашей стороны дополнительных мер не требуется.
Украина поступается суверенитетом ради некой «цели», которая маячит в будущем. Но к цели она Украину на самом деле не приближает. Киеву вряд ли можно надеяться на ускоренное вступление в НАТО таким путем. Для альянса Украина остается неудобным и обременительным с точки зрения расходов на модернизацию ее военной мощи партнером. Украина – это территория для дислокации военных сил НАТО, не более, но не равноценный партнер в рамках общего альянса.