Первые разговоры о продаже «Сибнефти» возникли еще до приобретения ЮКОСом «Сибнефти». «Сибнефть» была последним непроданным крупным активом Романа Абрамовича, состояние которого оценивают за рубежом в $10 млрд.
Претенденты на нее тогда были и среди зарубежных нефтегазовых компаний. Большинство российских аналитиков ожидало, что «Сибнефть» купит именно зарубежная компания. Называлась параметры ожидаемой сделки (за 25% давали $3 млрд) и покупатели: Royal Dutch/Shell, ChevronTexaco и TotalFinaElf.
Объявив, что «Сибнефть» отказывается от сделки с ЮКОСом и не обращая внимания на неясный правовой статус компании, контролируемый Абрамовичем менеджмент взялся за поиски другого покупателя. Круг их оказался тем же, что и до продажи компании ЮКОСу: прежде всего ChevronTexaco, следом Royal Dutch/Shell и TotalFinaElf.
Впрочем, сегодняшнее акционерное состояние компании не позволяет ей рассчитывать на продажу, и это следствие действий самой же «Сибнефти». Сейчас под арестом по иску «Сибнефти» находится 57,5% акций «Сибнефти» и 17,2% акций ЮКОСа, наложенным судом 16 февраля по иску экс-владельцев компании.
Арестованные акции, понятное дело, проданы быть не могут. Как считают аналитики банка «Зенит», пока неочевидна покупка международным стратегическим инвестором неконтрольного пакета, равно как и работа с таким непоследовательным партнером, как Абрамович.
Более вероятен вариант приобретения всего пакета Абрамовича, но только после окончательного развода «Сибнефти» с ЮКОСом.
Источники, близкие к переговорам, идущим в Лондоне, отмечают, что и Royal Dutch/Shell, и ChevronTexaco, и TotalFinaElf чрезвычайно заинтересованы в продвижении в Россию. По их мнению, наиболее крупным нефтяным компаниям мира пора диверсифицировать регионы добычи сырья, и в этом отношении российские компании представляются наиболее перспективными по критерию цена-качество. И во имя этого нефтяники готовы мириться со многими проявлениями российской специфики.
На вопрос, не боятся ли западные переговорщики, что при покупке «Сибнефти» их постигнет судьба ЮКОСа, был дан уклончивый ответ, что «политические риски при переговорах также учитываются».
Есть сведения, что детали на переговорах пока не обсуждаются, проявляется лишь вежливый интерес к сделке как таковой. Все ждут определенности по делу ЮКОСа.