Гендиректора «Красноярских авиалиний» Бориса Абрамовича, покупателя сразу двух Ил-96-300, в среду водили по всему Воронежскому авиазаводу — кроме одного таинственного места. В четверг выяснилось: там находился президентский самолет.
Вообще-то он готов к эксплуатации еще с сентября прошлого года, но государственная транспортная компания «Россия» отказывалась его забирать, пока не будет готова вся техническая документация.
Сегодня самолет улетел в Москву, и, возможно, первый вылет после выборов 14 марта новый президент России совершит уже на новом самолете. Ельцинский самолет, на котором сейчас летает Путин, также строился в Воронеже и был чуть ли не первым самолетом Ил-96-300, произведенным воронежским авиазаводом.
Новый президентский «Ил» начали строить в 2001 году. За это время завод чуть не обанкротился — денег на строительство даже президентского самолета не выделялось, других заказов почти не было.
Кризис миновал в середине 2002 года. Из российского бюджета воронежский авиазавод получил $36 млн на достройку самолета. В Воронеже утверждают, что новая машина отличается от предыдущей интерьером, двигателями и авионикой. И если салон предыдущего президентского самолета отделывался в Швейцарии, то в новом все предметы интерьера — от исторических гравюр на шелке до мебели — отечественные. Двигатели тоже отечественные — пермские ПС (организация запрещена в России)-90А, позволяющие пролететь 14 тыс. км без дозаправки и соответствующие требованиям Международного авиационного агентства по уровню шума.
Испытания нового президентского самолета начались в апреле прошлого года. Они проводились над территорией Воронежской, Липецкой и Курской областей, маршруты каждый раз менялись.
Не обошлось без серьезных инцидентов. 29 апреля на высоте 3 тыс. м над Липецкой областью у лайнера отказал один из четырех двигателей.
Испытателям самолета пришлось принять экстренные меры для отключения вышедшего из строя двигателя.
Произошел так называемый помпаж — резкое падение давления воздуха в турбине. Двигатель был отключен, на авиазаводе его заменили и отправили на изучение в ОАО «Пермский двигатель».
Никто, кстати, особенно не удивился: при испытаниях прошлого президентского самолета тоже произошло ЧП — тоже отказал один из пермских двигателей.
На ВАСО сообщили, что первый этап заводских испытаний президентский самолет завершил и, несмотря на отказ двигателя, получил положительное заключение.
Затем на самолет установили секретное оборудование связи. А потом начали проведение испытаний самолета на прочность и надежность. Самолет летал по России на большие расстояния — до 10 тыс. км.
По словам испытателей, за это время самолет «тяжело сажали», то есть практически били о полосу, чтобы убедиться, что ничто из предметов интерьера не отвалится и вовремя выпадут дыхательные маски.
Летом президентский самолет отправили в Ульяновск, где с него содрали всю краску и покрасили заново.
Президентский самолет стал первым за последние несколько лет новым самолетом, переданным ВАСО заказчику. Но было это таким секретом, что даже полномочный представитель президнта в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, приехавший в четверг в Воронеж разбираться с предвыборной ситуацией, не был допущен к самолету, чтобы не привлекать внимания.
В Управлении делами президента «Газете.Ru» подтвердили передачу президентского самолета и сообщили, что ГТК «Россия» проведет последнее обследование нового президентского самолета, после чего избранный президент сможет уже в первую же поездку лететь на своем новом самолете.