В субботу комиссия, расследующая обстоятельства гибели самолета президента Македонии, заявила, что версия покушения на Бориса Трайковского исключена.
Предварительные результаты расследования обнародовала заместитель главного прокурора Македонии Роксанда Крстевска. По ее словам, комиссия также исключает версию о том, что самолет был сбит.
По официальным данным, причиной крушения президентского самолета Beech-200 могли стать метеоусловия, ошибка пилотов или технические неполадки.
Несчастный случай был сначала неофициально приписан исключительно техническим неполадкам на самолете, но позже македонские чиновники сказали, что не исключают и другие версии катастрофы. Крстевска сообщила, что пульт управления и электроника самолета повреждены не были. Выяснилось также, что пилот самолета знал, что ему предстоит лететь в условиях плохой погоды, но не придал этому значения. Тем не менее в этот день из-за метеоусловий был отменен приезд албанских, словенских и сербских чиновников на региональную конференцию в Мостаре.
Более четко говорить о причинах трагедии следователи смогут после расшифровки черных ящиков.
Бортовые самописцы были найдены на месте трагедии в пятницу днем, после того как спасателям удалось наконец обнаружить разбившийся лайнер на минном поле, оставшемся после войны в Боснии в 1992–1995 годах. Специалистам еще предстоит ознакомиться с пленкой, на которой записаны переговоры между самолетом и контрольно-диспетчерским пунктом в Мостаре. «Черный ящик» до сих пор не передан в независимую лабораторию за границей», — отметила Крстевска. Как предполагается, расшифровка будет проходить в США, Германии или Франции. Американское правительство уже направило в Македонию своих экспертов.
Прямую ответственность за трагедию могут возложить на диспетчеров, которые вели самолет c земли, — французский батальон в составе международных сил по стабилизации в Боснии и Герцеговине (СФОР).
Как заявил источник в МВД Боснии и Герцеговины, диспетчеров СФОР могут признать виновными в том случае, «если следствие не установит, что у разбившегося самолета с македонской делегацией отказал мотор». «В момент удара в гору самолет шел на 650 метров ниже минимально разрешенной высоты полета. В этот момент машина находилась всего в 15 километрах от аэродрома в Мостаре, на котором должна была приземлиться. Посадка должна была находиться под прямым контролем навигационной группы СФОР», — заметил источник, пожелавший остаться неназванным. В то же время представитель СФОР Дейв Салливен в пятницу заявлял, что СФОР не несет ответственности за падение самолета, сообщает РИА «Новости».
Крстевска заявила, что македонские эксперты проводят встречу с представителями властей Боснии и Герцеговины и командования СФОР.
Похороны президента Трайковского состоятся во вторник или в среду.
Сейчас останки самого Трайковского, шести его сопровождающих и двух членов экипажа Beech-200 находятся в морге боснийского города Мостара, недалеко от которого 26 февраля самолет потерпел крушение, сообщает Reuters. «Тела сильно обожжены, но вряд ли это вызовет проблемы с идентификацией», — рассказала Крстевска. Предполагается, что в воскресенье останки погибших доставят в столицу Македонии — город Скопье.
Напомним, что самолет американского производства Beech-200, на борту которого находился президент Македонии, пропал с экранов радаров в четверг примерно в 8.20 утра (11.20 мск). Первым о трагедии официально заявил ирландский премьер-министр Берти Ахерн, у которого была назначена встреча с президентом Македонии. На ней Трайковский должен был представить заявление о возможном членстве Македонии в Европейском союзе. Данные о смерти главы балканского государства поступили Ахерну от представителей македонского правительства, которым, в свою очередь, о крушении президентского самолета сообщила авиадиспечерская служба. Никто из пассажиров самолета, в том числе и президент Македонии, не выжил.