Во время выхода в открытый космос у российского космонавта Александра Калери сломался скафандр. Экипажу пришлось срочно прервать работы и вернуться на Международную космическую станцию (МКС).
Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Центра управления полетами, в 00.17 мск командир экипажа МКС американец Майкл Фоэл и российский бортинженер Александр Калери открыли люки стыковочного отсека «Пирс» и вышли в открытый космос.
Выход Фоэла и Калери стал первым в истории Международной космической станции выходом всех членов экипажа в открытый космос.
На внешней поверхности станции Фоэлу и Калери предстояло проработать более пяти с половиной часов. Однако после трех часов работы у Александра Калери стал перегреваться скафандр.
— Жарковато что-то стало, — сообщил Калери в ходе разговора с руководителем полета Владимиром Соловьевым, передает РИА «Новости».
— Похоже, сублиматор у тебя окончательно накрылся, так у нас по телеметрии получается, — ответил ему Соловьев.
— Я точно могу сказать, что охлаждения нет, — подтвердил Александр Калери, находясь на внешней поверхности МКС.
— Фотографировать нужды нет. Возвращайтесь, — приказал Соловьев.
По данным пресс-службы ЦУПа, экипаж вернулся на станцию и закрыл люк в 04.13. Решение о досрочном прекращении работ в открытом космосе объяснили соображениями безопасности, отметив, правда, что жизни и здоровью российского космонавта ничего не угрожает. «Единственное, что плохо, – запотевает стекло. Если бы Калери продолжил работать в космосе, ему было бы гораздо сложнее, ну и температура повысилась бы», — говорят в ЦУПе.
По словам специалистов, состояние здоровья у Калери после инцидента со скафандром «прекрасное», сообщил специалист по скафандрам НПП «Звезда» Арнольд Барер. «Саша, Майкл, несмотря на все неприятности, медицинские показатели у вас прекрасные», — сообщил Барер космонавтам.
После возвращения в жилые отсеки станции Александр Калери обнаружил причину перегрева скафандра: была пережата трубка системы водяного охлаждения. «Когда я ее распрямил, то сразу пошел холод по спине», — сказал Калери в ходе переговоров с техническими специалистами ЦУПа после возвращения на МКС.
Руководитель российского сегмента МКС Владимир Соловьев исключил возможность заводского брака в скафандре. «В этих скафандрах уже выходили, и все было нормально, — сказал он журналистам. — А самим космонавтам было бы трудно пережать трубку охлаждения, она очень толстая». «Все было нормально, но у нас, судя по всему, появятся вопросы по подготовке и организации самого выхода в космос», — добавил руководитель полета.
Скафандр Калери «Орлан-М» был выпущен в 2000 году, а его ресурса еще хватило бы «на один-два выхода в открытый космос», добавил Соловьев. Вообще же, ресурс российских скафандров «Орлан-М» рассчитан на 12 выходов в открытый космос. Ранее такие же скафандры использовались на космической станции «Мир».
Кстати, как сообщили «Газете.Ru» в Центре управления полетами, подобный случай был на «Мире», когда у командира одного из экипажей сломалась система терморегуляции и запотело стекло. Тогда решено было не выпускать командира экипажа в открытый космос, он руководил работой бортинженера из стыкового шлюза станции.
По словам Владимира Соловьева, все последующие выходы в открытый космос экипажи МКС будут проводить в новых скафандрах, имеющихся на станции. «На борту есть два новых скафандра», — сказал он.
А на этот раз члены экипажа МКС пробыли на внешней поверхности станции 3 часа 55 минут.
Несмотря на досрочное прекращение выхода в открытый космос, Майклу Фоэлу и Александру Калери удалось выполнить две трети запланированных работ. Они установили на поверхности модуля «Звезда» созданный совместно российскими и европейскими учеными манекен «господин Рендо» — прибор, предназначенный для определения доз радиации, которые получают космонавты во время выхода в открытый космос. Им удалось снять одну из панелей для японского эксперимента по материаловедению.
Однако космонавты так и не успели смонтировать и установить на стыковочном отсеке «Пирс» прибор лазерного наведения и отражатели для европейского грузового корабля ATV, который впервые должен прибыть на МКС в 2005 году. Кроме того, космонавты не успели заменить оборудование для эксперимента «Кромка», целью которого является проверка работы систем защиты поверхности МКС от газовых выхлопов двигателей станции. «Все это будет включено в план работы будущей экспедиции на МКС. Программа Фоэла и Калери предусматривает только один выход в открытый космос», — сообщил Соловьев.
Напомним, что Майкл Фоэл и Александр Калери находятся на борту МКС с октября 2003 года, их прибытие на Землю запланировано в апреле. Старт нового экипажа на МКС назначен на 19 апреля 2004 года.