К убийству Зелимхана Яндарбиева, взорванного в собственном джипе 13 февраля на севере столицы Катара Дохи, были причастны российские спецслужбы. Во всяком случае, так считают катарские власти, которые официально обвинили в этом двух российских граждан, прикомандированных к посольству России в Катаре. Как стало известно рано утром в четверг, в ночь с 18 на 19 февраля в Дохе были задержаны трое сотрудников российских спецслужб, один из которых позднее был отпущен и сейчас, как сообщили «Газете.Ru» в российском посольстве в Катаре, находится на территории дипмиссии. Ни одно из трех имен не разглашается.
О личностях арестованных не было ничего известно вплоть до сегодняшней ночи, хотя в арабской прессе появлялись сообщения о том, что в рамках расследования убийства бывшего президента Чечни арестованы два человека европейской наружности.
Около двух часов ночи в четверг на лентах информагентств появилось сообщение МИД России, в котором и. о. министра иностранных дел Игорь Иванов потребовал от властей Катара незамедлительно освободить незаконно удерживаемых российских граждан и предоставить им возможность беспрепятственно вернуться на родину.
Примечательно, что это грозное заявление было сделано спустя почти неделю после самого факта ареста, о котором российские МИД и Служба внешней разведки знали, но молчали с 19 февраля, надеясь, видимо, урегулировать ситуацию по неофициальным каналам.
В российском посольстве в Катаре «Газете.Ru» подтвердили, что об аресте прикомандированных сотрудников в посольстве узнали сразу же, правда, не от местных властей, а по своим каналам.
Этот факт в том же заявлении МИДа отмечен следующим образом: катарские власти «вопреки элементарным нормам межгосударственных отношений не проинформировали незамедлительно о своих действиях российское посольство».
В то время как в Катаре два чекиста знакомились с собранными против них уликами, в Москве Игорь Иванов вызвал в МИД катарского посла и сделал ему крайне резкое заявление: «В ночь с 18 на 19 февраля сего года в городе Доха, столице государства Катар, местными спецслужбами были арестованы трое российских граждан, находившихся в командировке в посольстве России. Арест был произведен с применением оружия и грубой физической силы… Наша страна не имеет никакого отношения к указанному инциденту. Поэтому попытки катарских властей переложить ответственность за покушение на Зелимхана Яндарбиева на арестованных ими российских граждан лишены какого-либо основания — они к этому инциденту никоим образом не причастны. Инсинуации же катарских властей не могут расцениваться иначе как провокация».
Правда, все остальное сказанное Ивановым свидетельствует о том, что основания для обвинений у властей Катара все таки были. Во-первых, работая под дипломатическим прикрытием, сотрудники спецслужб, как оказалось, специализировались на борьбе с терроризмом. «Указанные российские граждане, один из которых имеет дипломатический паспорт, являются сотрудниками российских спецслужб, — говорится в заявлении Иванова. — В рамках своего статуса прикомандированных к посольству они пребывали в Катаре на законных основаниях и выполняли без каких-либо нарушений местного законодательства задачи информационно-аналитического характера, связанные с противодействием международному терроризму».
А во-вторых, и. о. министра долго говорил о связях Яндарбиева с международным терроризмом, как будто хотел подтвердить, что у спецслужб было моральное право на его ликвидацию.
«За свои злодеяния на территории России, прямую связь с «Аль-Каидой (организация запрещена в России)» и другими террористическими организациями он был внесен в санкционный список ООН как один из наиболее опасных международных террористов. В соответствии с антитеррористическими решениями ООН все государства обязаны отдать под суд или выдать террористов тем странам, где они совершили преступления». Кроме того, Иванов напомнил, что Яндарбиев считается организатором захвата театра на Дубровке и «лично повинен в смерти сотен граждан России, в том числе погибших в московском театральном центре на Дубровке в результате теракта, которым он руководил непосредственно из Катара».
В заключение Иванов фактически обвинил в поддержке международного терроризма катарские власти, которые, несмотря на многократные требования, не выдавали Яндарбиева России. «Катарское руководство не только не выполняло свои международные обязательства по борьбе с терроризмом, но и фактически взяло Яндарбиева под опеку, предоставив ему полную свободу передвижения, общения с представителями различных террористических и экстремистских религиозных организаций, сбора средств для совершения новых терактов в различных странах», — сказал и. о. министра.
В четверг утром стало известно, что сотрудники российского посольства в Катаре были допущены на свидание с арестованными, а катарский посол Саад Мухаммед аль-Кубейси снова отправился в МИД. У здания министерства дежурили журналисты, однако, выйдя из министерства, он отказался разговаривать с ними. Сейчас Служба внешней разведки, департамент информации и печати МИД, катарское посольство в России и российское в Катаре отказываются комментировать ситуацию и рассказывать о происходящем, называя заявление Иванова «исчерпывающим».
«Газета.Ru» следит за развитием событий.