Мы поздравляем группу Einsturzende Neubauten с покупкой нового компрессора. Мощный и почти бесшумный электрический насос позволяет оперировать одновременно несколькими пластиковыми трубами от пылесосов.
Кроме того, с помощью воздушного компрессора можно играть на электрогитаре, которая издает при этом чудовищный потусторонний звук – вероятно, трубы, оглашающие окончание перерыва в слушаниях Страшного суда, будут звучать примерно также.
Новый альбом группы «Perpetuum Mobile», как ему и полагается, сделан из материалов, найденных на помойке. Бликса Баргельд, который якобы был могильщиком, мусорщиком и натурщиком, при помощи строительных и бытовых отходов заставляет машинку крутиться, несмотря на то что это очевидно невозможно – вечных двигателей не существует.
Остальное все по старому включая одну из традиционных фишек группы – колеса от ременного привода стиральных машин. Делаются они из алюминия и силумина, варятся из отдельных кусков, и звук у них дребезжащий и глуховатый, не такой, впрочем, мерзкий, как у китайского жестяного барабана.
Сочетание этого звука с мужественным звоном лома или куска стальной арматуры – один из важнейших драматических конфликтов в современном искусстве.
Альбом получился пиковый, возможно, лучший из всего, что создала группа за 24 года. Эксперименты с шумом, сменившиеся на альбоме «Silence Is Sexy» экспериментами с тишиной, привели к полной и абсолютной творческой свободе. Бликса Баргельд (имя вымышленное) поет хором сам с собой в десятиминутной композиции «Ein Seltener Vogel» («Редкая птица»), остальные музыканты играют на масляных канистрах, пластиковых трубах, электроподзвученных стальных пружинах, компрессоре с пластиковыми трубами и электрических гитарах. Получается в результате невероятно отчаянное, беспросветное и яростно-динамичное произведение, адский готический грандж. Можно ли было так сыграть на двух электрогитарах и одной ударной установке?
Драматизм и ужас «Автопортрета с лодкой» был ли бы возможен без страшных ударов стальными прутьями по большим и ржавым стальным листам? Самая лучшая, первая песня альбома «Ich Gehe Jetzt» сыграна на пылесосе, клавикорде, органе «Хаммонд», бас-гитаре и металлическом мусоре.
Чудовищный саспенс «Perpetuum Mobile» сравним только с «При дворе Горного короля» Грига.
Тот, правда, писал для других инструментов.
За двадцать четыре года, прошедшие с момента основания группы Einsturzende Neubauten путем выделения ее из дадаистской организации Die Geniale Diletanten, мировая музыка изменилась кардинально. То, что сейчас кажется очевидным, – использование шумовых эффектов кофеварок для передачи эмоциональных состояний — двадцать лет назад было уделом безумцев и шарлатанов.
Одна из самых знаменитых «шумовых» пьес, «Струнный концерт для вертолетов» классика-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена, где каждый участник квартета сидит в вертолете, висящем в пяти метрах над землей, появилась в 1995 году, уже после самых знаменитых альбомов «Саморазрушающихся новостроек».. Прямой связи, может быть, и нет, просто мир изменился.
Люди, изменившие мир и не разбогатевшие в результате, приезжают в нашу страну в рамках мирового тура в поддержку нового альбома. 26 февраля они выступят в Питере и 27-го – в Москве. Билет в партер стоит 20 баксов. Подозрительно низкая цена. Особенно если учесть, что последние годы они не убивают людей и не разрушают здания.
Einsturzende Neubauten. «Perpetuum Mobile». «Mute Records», 2004.
Диск предоставлен компанией Gala.