«Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля останется в Англии навсегда. Национальная галерея купила картину Рафаэля у герцога Нортумберлендского за 22 млн фунтов стерлингов ($40 млн). Герцог потерял на этой сделке всего 7 млн фунтов: американский Музей Гетти предлагал за картину 29 млн ($54 млн).
Деньги Национальная галерея искала долго. Картина висит в этом музее с 1992 года, и ему очень хочется, чтобы это продолжалось и дальше. Национальная лотерея, одна из главных задач которой — собирать деньги на британскую культуру, смогла дать только половину суммы – 11,5 млн фунтов. Остальное собирали по копейке: это добровольные пожертвования граждан Великобритании, гордящихся своей страной.
Теперь крошечная картина (30 х 23 см), самое маленькое из самых дорогих изображений Мадонны, совершит триумфальное турне по Великобритании, побывает в Кардиффе, Глазго, Манчестере и других крупных городах Британских островов, а потом повиснет навеки на своем месте в Национальной галерее. Это случится в октябре, тогда там пройдет крупная выставка, посвященная Рафаэлю.
Удачное окончание старого спора. Скептики и любители современного искусства могут тихо плакать в углу: на покупку «Мадонны» ушло столько же денег, сколько стоило бы создать хорошую галерею, начиненную искусством XX и XXI века.
Некоторые кураторы и чиновники от искусства, чьи глаза не застит пелена патриотизма, были в шоке от этой истории: только возможная потеря шедевра может заставить англичан раскошелиться. Приобретение новой красоты им неинтересно, и искусство их волнует только в контексте утраты национального престижа.
Мало того, даже если бы кто-то решил на эти деньги купить много важных произведений искусства или отремонтировать провинциальные музеи и галереи Великобритании, на него посмотрели бы как на сумасшедшего.
Герцог Нортумберлендский тоже остался недоволен этой историей. Национальная галерея оказала на него давление, торопила, мучила и заставила потерять $14 млн. Британское правительство специально ввело запрет на экспорт произведений искусства, чтобы Музей Гетти не смог вывезти картину за пределы Англии.
Конечно, заявляет герцог, он очень рад, что «Мадонна» осталась в стране, но хотелось бы, чтобы все прошло поделикатнее. Его можно понять: нам хорошо известна история о том, как инженера Брунса довели до нервного срыва «не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены» требованиями продать мебельный гарнитур генеральши Поповой.
Тем более что деньги, вырученные за «Мадонну», пошли бы все равно на реставрацию двухсот картин из коллекции герцога и вообще на сохранение британских культурных ценностей. Соответственно, теперь этих ценностей будет восстановлено на $14 млн меньше. На фоне постоянного сокращения финансирования культуры это существенная потеря.