Правительство, выполняя наказ президента и кандидата в президенты Владимира Путина «оперативно реагировать на то, что происходит на зерновом рынке», значительно чаще стало заботиться о неповышении цен на хлеб. Мало того что это прекрасно действует на будущего президентского избирателя, это еще и отличный повод напомнить об ужасных проблемах отрасли накануне посевной.
Сначала правительство объявило о товарной интервенции зерновых. В четверг стало известно, что первые торги по инвентаризационному зерну пройдут 18 февраля. Еще ранее, с 15 января 2004 года были введены меры, ограничившие экспорт зерна. Это связано с тем, поясняли в Минсельхозе, что
план по экспорту зерновых в объеме 5 млн тонн уже выполнен, и дальнейшие продажи зерна за рубеж способны дестабилизировать ценовую ситуацию на внутреннем рынке.
По оценкам экспертов, это было сделано даже поздновато, поскольку на самом деле было продано даже не 5 млн, а 7 млн тонн зерновых.
В феврале Минсельхоз в погоне за дешевым хлебом пошел еще дальше — министр Алексей Гордеев заявил о возможности введения фиксированной цены. Правда, сделал это очень осторожно — речь шла о некоторых регионах, некоторых видах хлеба для некоторых социально незащищенных категорий населения.
Курс на народность правительство выдерживает последовательно: в четверг в перерыве заседания правительства вице-премьер Гордеев заявил журналистам, что в 2004 году снова будет объявлена закупочная интервенция, причем правительство намерено потратить на это «значительные средства» — гораздо большие, чем в прошлую закупочную кампанию 2002 года.
Алексея Гордеева серьезно беспокоит ситуация с мукой, и он не исключил возможности введения ограничительных мер в отношении ее экспорта.
Эксперты к такому активному вмешательству государства в сельскую жизнь относятся неоднозначно. Проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев заявил: «К сожалению, это чистой воды социальная демагогия, порожденная предвыборной ситуацией. Это игра на настроении определенной категории избирателей».
Андрей Яковлев признал социальную значимость сектора, на которую обычно напирает правительство, оправдывая свою регуляторскую роль. Но без внедрения рыночных механизмов дальнейшее развитие отрасли невозможно.
Для разъяснения своей точки зрения эксперт привел такое соображение: в последние несколько лет сельское хозяйство не было в числе приоритетов правительственной деятельности, оно не имело достаточно сильного лобби, как в 1990-х, в лице коммунистов и аграриев.
Уменьшение избыточного внимания государства к селу пошло ему на пользу: туда пошел бизнес.
В то же время, по мнению Андрея Яковлева, хотя правительство перед выборами активно эксплуатирует левую идеологию, его политика на самом деле остается правой и либеральной: «Сегодня на фоне политической конъюнктуры правительство начало использовать левопопулистскую идеологию, но это не изменит общего реального курса».
Менее радикальной точки зрения придерживается ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Игорь Павенский. Он считает, что сельское хозяйство --«не совсем рыночная сфера». Несмотря на все усилия и декларации, ни Европа, ни США пока не могут отойти от политики государственной поддержки этого сектора.
Что касается последних действий правительства, они, по мнению Игоря Павенского, хоть и оправданные, но несвоевременные, а потому недостаточно эффективные. Эти действия, конечно, стали следствием февральского выступления президента на совещании с членами правительства, а не реального положения дел:
«Никаких реальных оснований и подоплеки для введения фиксированных цен на хлеб сегодня нет. Да это просто невозможно стабилизировать цены на длительный период в нынешних условиях».
Интервенции же — дело хорошее, но механизмы ее проведения не проработаны, а объемы слишком незначительны для того, чтобы эта акция оказала необходимое влияние на рынок в условиях низких запасов зерна. Что касается ограничительных мер по экспорту, то их значимость также сомнительна: если бы они не были введены, зерна все равно вывезли бы немного: экспортные возможности уже были исчерпаны, заключил Игорь Павенский.
А вот начальник аналитического управления группы компаний «ОГО» (торгующих сельскохозяйственной продукцией) Юрий Гнатовский не просто одобряет действия правительства, но и считает их даже недостаточно решительными: «Принять меры по ограничению экспорта зерна нужно было раньше, да и объем интервенций необходимо существенно увеличить. Но в целом курс взят правильный».
Юрий Гнатовский убежден, что уход государства из отрасли был бы преждевременным:
«У нас тяжелые климатические условия, и значительная часть населения занята в сельском хозяйстве. В таких условиях государство должно проводить активную политику поддержки этого сектора».
В странах ЕС и США за сельским хозяйством осуществляется такой контроль, считает господин Гнатовский, которого и при СССР не было. Там государства вкладывают миллиарды долларов в эту отрасль.
На то же сетовал во время берлинской «зеленой недели» и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев: в России помощь селу оказывается в гораздо меньших масштабах.
Сегодня вице-премьер сообщил, что в 2004 году в качестве помощи регионам, которые не могут воспользоваться услугами кредитования, будет направлено 1,7 млрд рублей (в прошлом году на эти цели было отпущено 1,2 млрд рублей).
Юрий Гнатовский подчеркнул, что правительство должно находить десятки способов субсидировать сельскохозяйственную отрасль, в том числе за счет других отраслей, где деньги добываются не с таким трудом, например нефтяной.