Взрывное устройство сработало в 8.32 утра во втором вагоне поезда, шедшего от станции «Автозаводская» к «Павелецкой». Относительно устройства «адской машины» – «комплект-пояс + черная Фатима» или дистанционно управляемый заряд — МВД и спецслужбы пока к согласию не пришли. Когда раздался взрыв, поезд успел пройти только сто метров, что спасло большинство пассажиров. В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» специалист-взрывотехник, пожелавший остаться неназванным, сказал, что жертв нынешнего теракта могло быть гораздо больше.
«В случае, если бы поезд взорвался на перегоне, жертвами могли бы стать все его пассажиры.
К этому моменту скорость состава достигает 70–80 км в час, и если верить г-ну Шанцеву и «эквивалент взрыва равен 5 кг, ну, даже пусть 2 кг было, при таком взрыве все вагоны, следовавшие за вторым, должны были просто сложиться».
Пассажиры первого и третьего вагонов рассказали позже, что в момент взрыва услышали сильный хлопок, запахло горящей резиной и повалил сильный дым. Осколками вылетевших стекол ранило многих. Те, кто был ближе к кнопке экстренной связи, связались с машинистом и сообщили ему о пожаре. К этому моменту машинист поезда Виктор Горелов уже включил экстренное торможение. Услышав сообщение о пожаре, он связался с диспетчерской и попросил отключить напряжение на рельсах. Приблизительно через 20 минут двери открылись, и люди побрели по тоннелю к станциям. Пассажиры первого вагона шли к «Павелецкой», те, кто находился во втором и остальных вагонах, – к «Автозаводской».
Все свидетели сходятся в том, что несмотря на шок, удушливый дым и ранения, люди вели себя спокойно. Помогая друг другу, они выходили из вагонов, некоторые делали респираторы из того, что найдется под рукой, раненых тащили на руках. Из взорванного второго вагона доносились крики, но подойти к нему было невозможно из-за сильного дыма. В тоннеле лежали тела выброшенных при взрыве людей, окровавленная одежда, оторванные конечности.
Позже один из врачей «скорой помощи», работавший на месте взрыва, рассказал корреспонденту «Газеты.Ru», что останки погибших были буквально разметаны по тоннелю недалеко от эпицентра. Мощность взрыва была такова, что злосчастный вагон разорвало, а фрагменты тел лежали на крыше поезда.
Спасатели появились довольно быстро. Первые их группы идущие от поезда к «Павелецкой» пассажиры встретили еще в тоннеле. К 9 часам к месту трагедии съехались все спасательные службы Москвы, и началась эвакуация. Помогать нужно было не только людям из пострадавшего поезда, но и тем, кто оставался в других поездах, остановившихся после взрыва. Как ни странно, паники не было и там, хотя некоторым пришлось провести в закрытом душном пространстве, забитом людьми, больше двух часов. Все это время пожарные пытались справиться с огнем. Потушить его удалось только к 10.30. 50 «скорых», отправленных к месту происшествия, увозили раненых в больницы. Работал и вертолет «Центроспаса». Эвакуированных развозили от станции метро на 70 автобусах. Всего было эвакуировано около 1500 человек.
По свидетельству очевидцев, милиция поначалу реагировала на события совершенно растерянно. Нужно было справиться с потоками людей, которые, еще не зная о взрыве, рвались в метро, и с теми, кто пытался из метро выбраться. Никто не пытался записать какие-нибудь сведения о свидетелях взрыва. Один из очевидцев рассказывал, что пожилая работница метрополитена с мегафоном в руках в одиночку пыталась справиться с толпой, валившей на закрытую станцию под растерянными взглядами милиционеров.
Медицинские службы сработали достойнее. По последним данным, при взрыве погибли 39 человек, пострадали 134 человека. Люди получили ожоги, переломы, компрессионные травмы, многих поранило стеклом. Раненых развозили по больницам, в основном доставляли в Институт скорой помощи им. Склифосовского, который принял 39 человек. При взрыве пострадал один ребенок, которого доставили в больницу им. Филатова.
Тем временем в Центре помощи бездомным на Кожуховской префектура Южного округа организовала штаб помощи родственникам пострадавших. Полный список поступивших в больницы появился только к 15.30. Пять человек нашли в нем своих близких сразу, еще пятерым родственники позвонили после получения теми первой помощи. В центре собралось около сорока человек, искавших своих родных. Прибывшие представители церкви отслужили молебен за здравие, помощь родственникам оказывали шесть психологов и врач.
Префектура напоминала осажденную крепость. Здание обороняло три кордона милиции – у ворот, у самого здания и пост около металлоискателя.
Тут милиционеры проявляли распорядительность: у всех приходящих проверяли документы, журналистов просили немедленно удалиться, видимо, уроки «Норд-Оста» не прошли даром.
Около полудня вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявил, что взрыв в метро официально признан терактом и столичная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 105 УК РФ («убийство») и ст. 205 УК РФ («терроризм»). Следователи просматривали видеозаписи с камер слежения, установленных в метро, и определили подозреваемым чисто выбритого мужчину 30–35 лет кавказской внешности с острым носом и пухлыми губами, в темной кожаной шапке с искусственным каракулевым мехом. По данным милиции, незадолго до теракта он подошел к дежурной на станции «Автозаводская» со словами: «Подождите, будет вам праздник» и выругался. Позже, правда, портрет террориста изменился: кавказская внешность осталась, но мужчине стало 40–45 лет, одет он в черную куртку с серой подкладкой и головной убор спортивного типа. Рост около 170 см. К описанию прилагается фоторобот – еще одно кавказское лицо из толпы.
Движение по Замоскворецкой линии метро было восстановлено к 18 часам. До этого времени в столице царил транспортный хаос, гигантские пробки перекрыли большую часть магистралей на юге города.
Пока наиболее непонятной частью событий является собственно взрыв. Насчет того, каким образом был взорван вагон, МВД и спецслужбы так и не пришли к согласию. Сначала шумели про очередную «Черную Фатиму». Потом заговорили о двух кавказцах, мужчине и женщине, которые были на платформе с большими чемоданами. Очевидно, после этого вице-мэр Валерий Шанцев выдвинул версию о чемодане с безоболочным взрывным устройством, стоящем на полу вагона. Промелькнула и версия о том, что террориста-самоубийцы не было, а вагон был взорван с помощью дистанционного устройства.
Впрочем, в ближайшее время следователи придут к какому-то мнению. Начнется политика, поиски виноватых и полноценное обсуждение идеи ввода чрезвычайного положения и отмены выборов. Пока же для всех главное – это люди, погибшие в лучшем в мире метро.