Адольф Владимирович, можно ли уже сделать какие-то выводы о том, что это было за взрывное устройство?
— В тротиловом эквиваленте это не более 2 кг, скорее полтора. Если бы, как сейчас говорят, речь шла о 5 кг, тогда бы первый вагон тоже был разрушен и все, в том числе машинист, погибли. Есть и другой вариант. Террористы могли использовать более легкодоступное взрывчатое вещество – аммиачную селитру. Чтобы взрыв произвел те же разрушения, что и 1,5 кг тротила, достиг того же эффекта, нужно 5 кг селитры. Скорее всего, именно она и была использована.
Если бы этот взрыв произошел в атмосфере, то даже при таком скоплении людей жертв было бы намного меньше. А в замкнутом и вытянутом пространстве, в тоннеле метро, вся энергия шла вдоль вагона. В этом случае применение шариков в качестве наполнителя для взрывчатки было нецелесообразно, потому что основной была ударная волна, а шарики вонзились бы в людей, которые в любом случае погибли. То есть это было безоболочное, не начиненное шариками взрывное устройство.
— Могло ли жертв быть больше?
— При таком давлении волна шла не по всему сечению вагона, а поверху, так как людей было очень много. Если бы эти люди находились друг от друга на большем расстоянии, погибло бы больше людей. Другими словами, если бы людей было столько же, но вагон был бы шире, то жертв было бы больше. В основном погибли те, кто находился только в одной трети вагона, они взяли на себя удар, а остальные получили серьезные травмы. При самом взрыве возникает волна огромной интенсивности, порядка 700 атмосфер, при том что человек погибает при ударе в 0,4–0,5 атмосфер. Так что людей, которые находились рядом, найти уже не удастся, только фрагменты. На близком расстоянии – в радиусе около полуметра от эпицентра взрыва – волна должна была разорвать абсолютно все, даже стальные оболочки.
— Как взрывное устройство, по-вашему, было приведено в действие?
— Есть две версии. Террорист никогда не бывает один – один смертник, а другой руководитель. Руководитель должен был на предыдущей станции, «Автозаводской», выйти и ждать результата. Если не было смертника, то террорист должен был перед выходом из вагона предварительно включить часовый механизм, рассчитанный примерно на 2 минуты, чтобы поезд, уйдя с «Автозаводской», мог удалиться хотя бы на 200 метров.
— Какие рекомендации вы бы могли дать на будущее людям, оказавшимся в подобной ситуации? Произошел взрыв. Что делать, куда идти?
— Когда ударная волна уже возникла, какие могут быть рекомендации? Пожелания скорее профилактические. Вот, например, насчет остекления. Нужно сделать так, чтобы было меньше осколков, потому что 15% травм приходится на порезы стеклом. Когда взрываются газовые смеси – ацетилен, к примеру, там рекомендации написаны на несколько страниц.
Нужно понимать, что полузамкнутые пространства – тоннели метро, автотранспортные тоннели – являются самым опасным местом. Террористы, очень подкованные во взрывном деле, будут осуществлять свои теракты именно там. В этих местах вся энергия идет по одной прямой – вперед и назад. Кроме того, заметьте, что у людей были в основном черепно-мозговые травмы – это из-за того, что ударная волна идет поверху.