«Мосфильм» будет гулять всю неделю. Празднества по случаю 80-летнего юбилея крупнейшей киностудии страны начались еще 24 января поздравлением от президента и закончатся только 31 января, когда в первом павильоне «Мосфильма» будут раздавать премию «Золотой орел».
Причина затянувшегося веселья нетривиальна – виноватыми оказались спорщики-историки. Дело в том, что днем рождения постановили считать выход первого фильма. Так полуторачасовой черно-белый фильм «На крыльях ввысь» Бориса Михина и определил дату – 24 января 1924 года. Однако тут же нашлись оппоненты, которые утверждали, что премьера фильма в кинотеатрах состоялась лишь через неделю.
В результате все с удовольствием сошлись на компромиссе – праздновать от и до, чтобы никто не ушел обиженным.
Но реально мы вполне могли бы сегодня праздновать и 84-летие «Мосфильма», и 69-летие. Претендентов на точку отчета более чем достаточно. Это и 1920 год, когда только что завершившее гражданскую войну новорожденное государство разбиралось с тогдашними олигархами. В том числе были национализированы и две кинофабрики крупнейших киномагнатов царской России — А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева, которые передали в ведение организации с чудовищным названием – Всероссийский фотокиноотдел. Мог быть и 1922-й, когда лингвистический монстр переименовался в Госкино, а киноателье Ханжонкова и Ермольева обозвали, соответственно, 1-й и 3-й фабриками Госкино. И 1927 год, когда было решено создать советский Голливуд, под который выделили территорию на глухой окраине Москвы. Тогда на Воробьевых горах, в деревне Потылиха, был заложен первый камень будущего «Мосфильма». Вполне годится и 1931 год, в котором Первая и Третья кинофабрики Госкино и объединенная с ними Московская звуковая фабрика окончательно перебрались на новое место и «Мосфильм» де-факто состоялся. Последний претендент – 1935 год, когда государственная кинофабрика получила свое название – «Мосфильм». А своим фирменным знаком «Мосфильм» обзавелся уже после войны, в 1947 году.
Рабочего и колхозницу, медленно поворачивающихся на фоне Спасской башни Кремля, советские люди впервые увидели в титрах картины Григория Александрова «Весна».
Впрочем, начало истории не столь важно, главное – какой эта история была. А биография у нашей фабрики по производству эмоций была бурной. В ней были и два-три фильма в год в довоенный период, и алма-атинская эвакуация, и выпуск на территории «Мосфильма» деталей реактивных снарядов для «Катюш», и послевоенное наращивание мощности, когда министр кинематографии Большаков горделиво похвастался: «В следующем году мы снимем 100 фильмов». И по привычке добавил: «И оба будут хорошими». Был поток шедевров, достаточно вспомнить, что в активе «Мосфильма» три «Оскара» (здесь снимались «Война и Мир», «Дерсу Узала» и «Москва слезам не верит»), наша единственная «Золотая пальмовая ветвь» за калатозовские «Летят журавли» и неисчислимое множество лент с самой главной наградой – неофициальным титулом «культовый фильм». Были мрачные 90-е, когда газеты печатали статьи под заголовками «Кина не будет», а в павильонах завелись летучие мыши.
Сегодня «Мосфильм» — единственная наша не выживающая, а живущая киностудия, чей технический потенциал соответствует европейскому уровню. Невообразимой запутанности комплекс, про который Довженко сказал сакраментальную фразу: «На «Мосфильме» есть места, где не ступала нога человека», никуда не делся. Здесь по-прежнему делаются кино и большие деньги, снимаются сериалы, рекламные ролики, клипы и «Голубые огоньки», 80% нашей кинопродукции производится здесь. Аренда всех тринадцати съемочных павильонов общей площадью около 10 тысяч квадратных метров расписана до весны, в музыкальных студиях записываются и Земфира, и Иосиф Кобзон, никуда не делся и знаменитый «СПС в Белом доме» — комплекс сценическо-постановочных средств, расположившийся в громадном здании.
Здесь по-прежнему есть все – от пальто, в котором Ипполит мылся под душем, до военной техники, которой хватит на небольшую войну. Одних танков Т-55 у «Мосфильма» тридцать девять штук — больше, чем в некоторых государствах Африки.
Говорят, что скоро необозримую коллекцию уникальных костюмов (некоторые шились еще в 40-е годы) и декораций общей численностью более миллиона предметов перевезут в новое здание. Обещают построить суперпавильон, который будет даже больше знаменитого «Первого», который и так самый большой в Европе. В нем, помимо прочего, можно будет проводить и подводные съемки. Наконец, собираются воздвигнуть нечто вроде Диснейленда — киногородок с кинозалами, музеем кино, аттракционами и т. д.
Поэтому праздновать некогда. Как сообщило руководство студии, никаких приемов и прочих фуршетов для халявщиков «Мосфильм» устраивать не намерен — средства решили направить на реставрацию картины Тарковского «Андрей Рублев».