В среду главный государственный санитарный врач Москвы Николай Филатов сообщил, что Госсанэпидслужба Москвы озабочена количеством в столице грызунов. «Сколько их, естественно, никто не подсчитывал, но бороться с ними необходимо», — говорит Филатов. По постановлению правительства города все вновь строящиеся объекты должны быть оборудованы дератизационными системами (ОЗДС). Эти системы раздражают центры памяти в мозгу у крыс, за счет чего у них пропадает аппетит и в несколько раз сокращается рождаемость. К 2010 году вся Москва будет оборудована ОЗДС, и, по предположению санитаров, крыс станет значительно меньше.
«Кремль, например, уже таким образом заминирован», — сообщил Филатов.
От других животных москвичей тоже нужно защищать. Например, в 2003 году 26 952 жителя Москвы обратились в медучреждения с укусами разной тяжести. В 2002 году бездомные животные нападали на москвичей чаще – тогда было зафиксировано 27 473 случая укусов.
Конечно, говорит Филатов, было бы идеально, если бы бездомных животных не было вообще. Но тем не менее эта проблема существует во всех городах, потому что «бездомных животных мы сами создаем, сначала приютив, а затем выгнав собаку на улицу». Единственно эффективной мерой по сокращению числа бездомных животных по сей день является стерилизация самок.
Пока в городе никто не заразился бешенством. Однако заболевание диких животных уже подошло к самой границе Москвы. Пока бешеных животных отпугивает гулкая и вечно заполненная автомобилями МКАД. Но исключить вероятность того, что одно из них не испугается и пересечет дорогу, нельзя.
Болезни в Москву привозят не только животные, но и люди. Например, в 2003 году в Москве зафиксировано 43 случая брюшного тифа. Причем лишь 5 случаев приходится на долю москвичей. Остальные заболевшие приехали преимущественно из Средней Азии и с Кавказа.
Зато туберкулезом в Москве в 2003 году заболели почти 4 тыс. человек. Причем только треть из них — бомжи или приезжие. Остальные — жители города. На фоне роста числа туберкулезников снижение заболеваемости краснухой почти в 9 раз выглядело немного бледновато. Тем более что по сравнению с 2002 годом в 3,9 раза возросло число больных коклюшем, в 3,1 раза – корью.
Впрочем, рекорды по заболеваемости ОРВИ и гриппом побить пока ни одной из болезней не удается. В 2003 году эпидемический порог, то есть более 27 тыс. заболеваний в день, не был пройден в Москве только потому, что эпидемиологи использовали нестандартные схемы подсчета больных. А сейчас ждут вторую волну заболевания.