Только лишь спустя восемь часов острых дебатов представители СПС появились перед прессой. Борис Немцов, Анатолий Чубайс, а также Константин Ремчуков и Валерий Хомяков (оба члены политсовета СПС) сообщили журналистам, что все время с открытия съезда делегаты обсуждали доклад о причинах поражения СПС на думских выборах. Детали идущих за закрытыми дверями дебатов никто раскрывать не стал. Немцов сообщил лишь, что за день на эту тему выступило более тридцати человек, в том числе Анатолий Чубайс. Сам Чубайс не стал говорить, о чем он докладывал съезду, заметив лишь, что «анализ причин поражения был жестким».
Кроме Чубайса в числе тридцати выступавших наверняка был и Константин Ремчуков, группа под руководством которого готовила к съезду специальный доклад о причинах поражения правых. В дни перед съездом содержание этого доклада вызвало небольшой скандал. В оказавшемся в распоряжении «Газеты.Ru» проекте доклада руководство партии обвинялось в кадровых ошибках при назначении руководителей предвыборного штаба (содержались намеки на Альфреда Коха), приводились факту нецелевого использования средств и так далее.
Сегодня СПС решил не выносить сор из избы и принял по этому поводу нейтральную, исключительно риторическую резолюцию. Еще на пресс-конференции Константин Ремчуков рассказал журналистам, что участники съезда пришли к выводу, что хищений денег из предвыборного фонда все-таки не было.
Чуть позже в распоряжении «Газеты.Ru» оказался текст партийной резолюции «по первому пункту повестки съезда» — о причинах поражения партии на выборах. В документе главной причиной поражения названо отсутствие «четкой позиции по критике власти». Текст изобилует громкими фразами общего характера. «…В поражении виноват сам СПС…», «…мы заменили идеологию пиаром…», «…хотели понравиться всем, но потеряли своих…» А в конце написано: «Мы победим в 2007 году!»
Пока до победы далеко, все руководство партии – сопредседатели Борис Немцов, Анатолий Чубайс, Ирина Хакамада и Егор Гайдар – подали в отставку, а съезд эту отставку принял.
Несмотря на важность этого события, оно было давно ожидаемым. Об отставках сами лидеры заговорили сразу после выборов. Они заранее написали и положили в сейф соответствующие заявления, где указывалось, что в случае непреодоления пятипроцентного барьера сопредседатели должны оставить свои посты. Ирина Хакамада, рассказавшая сегодня об отставках, сообщать расклад при голосовании по всем кандидатурам не стала.
Возможно, кто-то из сопредседателей ушел в отставку всего на одну ночь. Дело в том, что вопрос о новом руководстве и партийной структуре оставлен на воскресенье. По информации «Газеты.Ru», СПС откажется от постов сопредседателей, вместо которых руководящей структурой СПС будет политсовет, во главе которого будет только один председатель. Сейчас в председатели источники в партии прочат Бориса Надеждина и Константина Ремчукова.
А вот Егора Гайдара среди претендентов на какие-либо руководящие посты в партии, скорое всего, уже не окажется.
Валерий Хомяков рассказал сегодня, что Гайдар не склонен возвращаться в партийное руководство.
Как ожидается, в воскресенье съезд не решится сразу голосовать по кандидатурам председателя, оставив этот вопрос на период после президентских выборов.
Вместо этого голосования еще под вечер в субботу делегаты съезда засели за еще более сложный для себя вопрос. Началось и продолжится в воскресенье обсуждение вопроса о поддержке или неподдержке на выборах президента уже бывшего сопредседателя СПС Ирины Хакамады. О ходе дискуссии все появлявшиеся перед прессой делегаты говорили как-то уклончиво. Сама Хакамада рассказала, что выступила перед съездом с изложением своей предвыборной программы, а потом выслушала реплики делегатов. В основном реплики были в ее поддержку, некоторые против, «но они достаточно мягкие».
--Я буду вынуждена покинуть партию, если съезд примет решение о поддержке Владимира Путина, а в случае объявления свободного голосования (принятия съездом решения о неподдержке кого-то из кандидатов – Газета.Ru) останусь рядовым членом СПС, - сказала Хакамада и опять ушла на закрытое заседание, где решается ее партийная судьба.