Уголовное дело против председателя совета директоров и бывшего генерального директора Куйбышевского НПЗ Рафаиля Зайнуллина было возбуждено главным следственным управлением ГУВД Самарской области в ноябре прошлого года. Милиционеры подозревали Зайнуллина, что под его руководством НПЗ сдал свои перерабатывающие мощности в аренду фирме, зарегистрированной в ЗАТО г. Озерск, получил льготы по уплате акцизов на бензин и уклонился от уплаты налогов на сумму 67,6 млн рублей (около $2,25 млн).
В четверг Рафаилю Зайнуллину было предъявлено обвинение по статье 199 УК – уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупных размерах (от двух до семи лет лишения свободы). Одновременно следователи обратились в Октябрьский районный суд Самары с требованием заключить руководителя Куйбышевского НПЗ под стражу до суда.
Следователь заявил, что господин Зайнуллин может сбежать за границу и уйти от ответственности.
Однако, как рассказал «Газете.Ru» адвокат Рафаиля Зайнуллина Сергей Киринский, судью эта мотивировка не устроила; защита объяснила ему, что господин Зайнуллин регулярно являлся на все допросы к следователю и ни разу не нарушил подписки о невыезде.
Тогда, по словам адвоката, судья самовольно изменил в решении мотивировочную часть; он написал, что Зайнуллин, оставаясь на воле, может оказать давление на свидетелей, и постановил заключить его под стражу.
Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин назвал арест господина Зайнуллина незаконным и нарушающим все мыслимые правовые нормы. Все обвинения, предъявленные Зайнуллину, Шадрин категорически отверг.
Сегодня адвокат Сергей Киринский намерен обжаловать решение судьи об аресте господина Зайнуллина на том основании, что судья не имеет права выносить решения, основываясь на собственных аргументах, а не на аргументах обвинения или защиты.
Между тем, возможно, что арест господина Зайнуллина не останется последним в череде подобных мероприятий в Самарской области. С декабря прошлого года на двух других НПЗ, принадлежащих ЮКОСу в этом регионе – Новокуйбышевском и Сызранском, — так же идут проверки, а уголовные дела об уклонении от уплаты налогов, возбужденные и закрытые в 1999 году, расследуются заново. Претензии налоговиков к обоим предприятия одинаковы – примерно по $1 млн.
В Самаре говорят, что Зайнуллин стал первым из-за своего возраста – ему 62 года, и следователям проще с ним работать, когда он сидит.