Во вторник вечером в аэропорте Ташкента (Узбекистан) разбился самолет Як-40, на борту которого находился глава представительства ООН в Узбекистане 56-летний Ричард Конрой. Самолет «Узбекских авиалиний» совершал рейс из южного города Термез, что на границе с Афганистаном, в столицу республики — Ташкент. На борту было 37 человек, в том числе пятеро членов экипажа и 32 пассажира. Вместе с обычными пассажирами рейсом 1154 летел глава миссии ООН в Узбекистане гражданин Австралии Ричард Конрой и еще трое граждан иностранных государств – двое жителей Афганистана и один гражданин США – сотрудник гуманитарной миссии Ричард Пеннер.
Российских граждан среди пассажиров разбившегося самолета не было, сообщили в посольстве России в Узбекистане.
Примерно в 19:27 местного времени при заходе на посадку в аэропорт Ташкента Як-40 упал на взлетно-посадочную полосу и взорвался в непосредственной близости от жилых кварталов города. «Экипаж запросил диспетчера о посадке. Диспетчер дал самолету чистую полосу, но, судя по всему, пилоты не вписались в траекторию посадки», — сказал РИА «Новости» представитель «Узбекских авиалиний». В то же время, очевидцы происшествия — жители соседних домов, утверждают, что Як-40 загорелся еще в воздухе на подлете к аэропорту.
Как сообщили «Газете.Ru» в МЧС Узбекистана, во время взрыва самолета все 37 человек, находившихся на борту, погибли.
По данным МВД республики, во время падения самолета наполовину наполненные топливом баки взорвались, не оставив шансов пассажирам и экипажу остаться в живых. Самолет рухнул в 100 метрах от жилых домов, однако о пострадавших среди населения Ташкента не сообщается. Как сообщает Reuters, части чел погибших разбросало на большой территории. Даже через несколько часов после катастрофы спасатели все еще собирали части тел погибших в большие сумки.
Руководство Узбекистана официально выразило глубокое соболезнование родным и близким погибших, передает ИТАР-ТАСС. А Генеральная прокуратура республики возбудила уголовное дело по факту авиакатастрофы. В настоящее время уточняются поименный список погибших, производится опознание останков. Вскоре после катастрофы специалисты нашли оба «черных ящика». Создана специальная правительственная комиссия, которая должна будет выяснить причину катастрофы. В нее войдут специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и республиканской Государственной службы гражданской авиации (ГСГА).
Власти Узбекистана сразу же исключили версию теракта на борту самолета, заявляя, что, по предварительным данным, причиной катастрофы стали плохие погодные условия в районе ташкентского аэропорта.
Однако уже на следующий день генеральный прокурор Узбекистана Рашитжон Кадыров сообщил на пресс-конференции, что основная версия — у самолета не раскрылось шасси, он ударился о бетонное заграждение взлетно-посадочной площадки и разбился.
Ранее основной причиной катастрофы считался туман, однако руководство аэропорта утверждало, что видимость была достаточной для приземления самолета. А работники авиакомпании не исключают, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов, хотя, по их данным, все члены экипажа «имели многолетний опыт работы на местных трассах». По словам работников авиакомпании, самолет Як-40 прошел техобслуживание несколько месяцев назад и был в полном порядке.