В среду в Москве встречались председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров. Говорили о заключенном между компанией и республикой соглашении о сотрудничестве. Обсуждали, каким будет совместное предприятие, которое возьмется разрабатывать нефтегазовые месторождения Якутии, согласились с тем, что, с одной стороны, «Газпром» не обязан газифицировать республику себе в убыток, но с другой — газ у якутов должен быть.
Газификация столицы Саха Якутска и всей заселенной части республики — болезненная проблема для местных властей, и естественно, обсуждение происходило живо и заинтересованно. Особенная живость возникла при решении вопросов передачи собственности северной республики в фонд вновь создаваемого предприятия.
Пресс-служба «Газпрома» отметила, что Алексей Миллер проинформировал президента Якутии о планах консорциума, созданного 3 декабря прошлого года «Газпромом», «Роснефтью» и «Сургутнефтегазом», в отношении республики Саха (Якутия), в частности, о возможности участия консорциума в решении вопросов газификации.
До последнего времени вопрос о создании совместного предприятия, несмотря на принятие программы газификации Якутии на 2002-06 годы, не относился к категории актуальных. Якутии собиралась внести свою долю имуществом, «Газпром» явно не горел желанием взяться за газификацию трети якутских улусов.
Проблема заключалась в том, что у Якутии, которая должна была внести 49% в уставный фонд предприятия имуществом, не было активов, способных заинтересовать «Газпром». В этой связи странно выглядела давняя фраза губернатора Штырова:
«Мы будем участвовать в создании предприятия акциями некоторых нефтегазовых предприятий и имуществом нефтегазового комплекса республики, оставшимися после акционирования некоторых предприятий».
Теперь Якутия вполне может предложить свой блокирующий пакет в «Саханефтегазе», который с удовольствием выкупит за деньги участник консорциума «Сургутнефтегаз».
Более 50% акций «Саханефтегаза» до недавнего времени принадлежали ЮКОСу. «Саханефтегаз», разработчик до недавнего времени Талаканского месторождения, отобранного в пользу «Сургутнефтегаза», известен также бессистемной случкой кроликов на своих подсобных хозяйствах, прекращенной только благодаря вмешательству Минсельхоза Якутии.
Проблемы «Сургутнефтегаза» заключались также в том, что у него, в отличии от «Саханефтегаз», отсутствовало оборудование, необходимое для работы на Талакане — все оборудование, завезенное на месторождение, принадлежало ЮКОСу.
Помощники президента Вячеслава Штырова категорически отказывались в течение дня отвечать на любые вопросы, касающиеся проблем газификации Якутска, отказавшись сообщить даже, какое количество улусов остается негазифицированными.
Суперконсорциум из трех крупнейших российских компаний поставил в духе времени своей задачей комплексное освоение Восточной Сибири. Подведя итоги этой гигантской сделки, которую можно смело назвать «газ в обмен на кроликов», можно сделать следующий прогноз: Якутия внесет свой вклад в СП долей в «Саханефтегазе», а при возможности юкосовским оборудованием и отчитается по программе газификации, «Сургутнефтегаз» сможет получить оборудование, необходимое для работы в Талакане, и выкупит долю якутского правительства в «Саханенфтегазе» у «Газпрома», «Газпром» получит деньги на газификацию отдаленных улусов и сможет наконец упорядочить бессистемную случку кроликов.