Через два дня после того, как лидеры России и Украины подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, краснодарский губернатор Александр Ткачев объявил, что «строительство дамбы на косе Тузла завершено». По его словам, «мы защитили станицу Тамань, защитили берега и всю инфраструктуру от размыва берега, поэтому мы свою задачу выполнили». Ткачев, правда, не удержался и посетовал, что Тузла не принадлежит России, но выразил надежду, что «рано или поздно это произойдет».
Ткачев был самым ярым защитником идеи строительства дамбы к Тузле среди российских политиков. Если и он публично объявил, что стройка кончилась, значит, вся история с запугиванием Украины при помощи экскаваторов и таманских казаков действительно завершилась.
Высокопоставленные источники в Кремле сегодня подтвердили «Газете.Ru», что строительство дамбы до Тузлы было затеяно исключительно для того, чтобы заставить Украину сесть наконец за стол переговоров и решить давний территориальный спор вокруг Азова. По словам кремлевских источников, начать всю историю с дамбой именно в конце сентября заставили «попытки некоторых политических сил на Украине провести через Раду закон, который был ставил нас в зависимость от доброй воли Киева» в вопросе судоходства в Керченском проливе. Для Кремля было принципиально важно закрепить за Азовом статус внутренних вод России и Украины, чтобы все вопросы, связанные с судоходством, решались по согласованию двумя государствами.
Украина, в свою очередь, настаивала, на разграничении Азова государственной границей. Причем, по уверению украинских дипломатов, граница в Керченском проливе была установлена давно (во времена существования СССР) и, строя дамбу от Тамани до Тузлы, российские строители покусились на суверенитет Украины. Российский МИД существование границы не признавал.
В результате, как следует из подписанных позавчера Путиным и Кучмой документов, каждая сторона получила свое. В договоре сказано, что, во-первых, Азовское море является внутренними водами России и Украины, а во-вторых, «разграничивается линией госграницы в соответствии с соглашением между сторонами». При этом в договоре отдельно оговорено, что «урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами».
То есть, как пояснили сегодня «Газете.Ru» в Кремле, «граница в Керченском проливе может быть, а может и не быть». Теперь российские и украинские суда будут свободно проходить через Керченский пролив, а суда третьих государств смогут «заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив только по приглашению России или Украины, согласованному с другим прибрежным государством» (такие нормы закреплены в Конвенции по морскому праву ООН).
Как будет проходить госграница, будут решать эксперты. Есть несколько вариантов: разграничительная линия может пройти либо по фарватеру, либо вообще по берегу.
Однако, как отмечают в Кремле, это уже не важно. Политический вопрос решен, а теперь нужно заниматься «делами приземленными и более конкретными».
После подписания договора, как сообщил «Газете.Ru» кремлевский источник, «вопрос с Тузлой снят окончательно, Тузла как политический объект больше не существует». Теперь «дамба не имеет значения ни для украинцев, ни для россиян», и возможно даже, что достраивать ее Киев и Москва будут совместно. Но, скорее всего, достраивать ее никуда уже не будут. Как сказал Ткачев, дамба, действительно, кончилась.