После этого представители акционеров, собравшиеся в Кременчуге, чтобы решить вопрос об увеличении уставного капитала компании в 2,4 раза, а среди них был и вице-премьер Татарстана Равиль Муратов, были вынуждены разъехаться по домам. Единственное, что им удалось сделать в Кременчуге, — поучаствовать в открытии автозаправки.
На внеочередное собрание акционеров 24 декабря был вынесен вопрос о допэмиссии акций на сумму, эквивалентную $200 млн. По словам представителя компании, эти средства планировалось направить на модернизацию завода. Инициатива проведения допэмиссии принадлежала Госкомимуществу Татарстана.
Но против такого решения категорически выступил глава Фонда государственного имущества Украины, совладельца компании, намеревавшегося в следующем году продать принадлежащие ему 43% акций «Укртатнафты».
«Позиция Фонда госимущества в отношении планов допэмиссии железобетонная.
Мы будем стоять насмерть, как в 1941 г. под Москвой, — заявил председатель ФГИ Михаил Чечетов. — Никогда этого не будет, и никаких иллюзий ни у кого не должно быть, что удастся размыть пакет акций и снизить пакет государства».
ЗАО «Укртатнафта» создано в 1994 г. на базе Кременчугского НПЗ, способного ежегодно перерабатывать 18,6 млн т нефти и газового конденсата. В последние годы загрузка завода достигает едва 40% от мощностей. Так, за десять месяцев этого года на заводе было переработано 5,418 млн тонн, что меньше, чем в 2002 году, на 8,1%. Рекордным же был 2001 год, когда «Укртатнефть» переработала около 4 млн т.
Доля «Укртатнефти» в общем объеме переработки нефти в Украине в 2002 году составляла 35,4%. 2002 год «Укртатнефть» закончила с чистой прибылью 195,5 млн гривен.
Допэмиссия — не единственное «яблоко раздора» между акционерами «Укртатнафты». По действующему законодательству, акции ЗАО при продаже должны сначала предлагаться другим акционерам компании. Однако в сентябре Верховная рада Украины приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий продажу госпакета акций «Укртатнафты» на открытом конкурсе. По прогнозам ФГИ, стоимость госдоли «Укртатнафты» в этом случае превысит $100 млн. Как заявил Чечетов, «если не будет закона о продаже «Укртатнафты», не будет эффективной продажи».
В Татарии с этим не согласны. Еще в конце ноября вице-премьер правительства Татарстана — председатель наблюдательного совета «Укртатнафты» Равиль Муратов заявил, что решение о продаже госпакета на открытом конкурсе Татарстан может оспорить в суде:
«Мы считаем, что в процессе приватизации менять ее условия неправильно. Тогда нам должны возместить убытки».
Муратов объяснил, что «Татнефть» поставляла нефть на «Укртатнафту» по заниженным ценам, надеясь возместить убытки за счет будущей прибыли после выкупа 43% акций завода. В частности, по его словам, в 1996 году на завод было поставлено 470 тыс. т нефти, нефтепродукты из которой пошли на уборочную и не были оплачены. Вместе с тем, Муратов сказал, что в случае объявления открытого конкурса Татарстан будет участвовать в нем.
Кроме правительства Татарстана, претендентами на покупку акций Кременчугского НПЗ эксперты называют украинские УкрСиббанк и ПриватБанк, российскую ТНК и «Казах-Ойл».
Как cообщили «Газете.Ru», президент «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов остался в штаб-квартире компании в Альметьевске, видимо, не пожелав принимать участие в открытии очередной автозаправки.