Этот газотранспортный консорциум называется, естественно, «консорциумом XXI века». Он должен был обеспечить прокачку российского газа на Запад и раз и навсегда прекратить его «несанкционированный отбор» (так по-украински называется кража энергоносителя прямо из трубы).
Заместители председателей правительства двух стран предполагали проговорить три дня, но украинцы так неважно подготовились к этому мероприятию, что
Виктор Христенко, вице-премьер правительства России, вообще не приехал, дипломатически сославшись на болезнь.
А раз так, то в беседах экспертов не принял участия и вице-премьер правительства Украины, курирующий топливно-энергетический комплекс, Анатолий Клюев.
Немцы из Ruhrgas AG, также участники консорциума, пока вообще в переговорах не участвуют — ждут, как договорятся украинцы и русские.
Изначально консорциум столкнулся с жесткой оппозицией теперь уже бывшего украинского вице-премьера Виталия Гайдука. С его подачи украинская сторона настаивала на том, что консорциум будет покупать газ у России и самостоятельно продавать на западной границе.
Для российской стороны такой вариант был неприемлемым, и российский вице-премьер Христенко предложил компромиссный вариант, который был поддержан и Германией – магистральный газопровод будет передан консорциуму в концессию. В обмен «Газпром» обещал построить дополнительную ветку газопровода «Новопсков – Ужгород» с пропускной мощностью 30 млрд кубометров в год.
5 декабря совершенно неожиданно украинский вице-премьер В. Гайдук заявил, что «вопрос создания консорциума снят с повестки дня». Быстрая и жесткая реакция президента Украины, отправившего строптивого вице-премьера в отставку, породила было надежду, что решение о консорциуме будет принято еще в этом году.
Камнем преткновения остается вопрос о передаче консорциуму в концессию украинских магистральных газопроводов. Украинские официальные лица оценивали балансовую стоимость передаваемых труб в $28 млрд, впоследствии цена трубопровода, построенного еще в советское время, была уменьшена украинской стороной вдвое. «Газпром» хранил благоразумное молчание, выжидая, пока предложение украинцев об оценке через международных аудиторов отпадет само.
Однако последующие события – неоднократный перенос сроков встречи, а также «болезнь» Христенко и, соответственно, отсутствие на переговорах назначенного на место Гайдука Анатолия Клюева, свидетельствуют о том, что украинцы и без Виталия Гайдука продолжают сопротивляться передаче — в любой форме — газотранспортных сетей России.
В Киеве за прошедшие три дня неоднократно встречались руководители «Газпрома» и украинского «Нафтогаза» в сопровождении специалистов (российскую делегацию возглавлял заместитель председателя Газпрома Александр Рязанов, украинскую – президент «Нафтогаза», замминистра Юрий Бойко). Снова обсудили текущую ситуацию, ТЭО, перспективы экспорта, возможность привлечения инвестиций под проект: «На собрании принято решение продолжить работы по ТЭО и его экспертизе с тем, чтобы к 1 марта 2004 года представить материалы…». На языке чиновников это означает, что вопрос оставлен до лучших времен.
Тем более, что в законодательстве Украины отсутствуют необходимые нормы, предусматривающие сдачу в концессию национальных трубопроводов.
Сейчас президенту Украины Леониду Кучме не до частных вопросов украинского законодательства, у него острый период: надо протащить через Верховную раду изменения в конституцию страны. Злить своих политических противников Кучме не с руки, тем более что их ряды пополнил упоминавшийся выше бывший вице-премьер Виталий Гайдук.