Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Водка объединила «Единую Россию» с коммунистами

, , , ,
Большинство партийных штабов закрылись в Москве в три часа ночи – к этому времени только в «Родине» продолжали тихо отмечать привалившее счастье, а руководители всех прочих партий-победительниц разъехались по домам отсыпаться. Тревожно было только в штабах СПС и «Яблока» - там до последнего надеялись на чудо.

Немцов на грани нервного срыва

О настроениях, царивших в штабе СПС к моменту окончания голосования, можно было понять все, просто взглянув на Анатолия Чубайса. Около 21:00 он вышел к журналистам в крайне подавленном состоянии, на все вопросы отвечал мрачными утверждениями о том, что необходимо «уничтожить коричневую плесень».

Борис Немцов сначала держался вполне бодро. Когда стали известны результаты по Дальнему Востоку, он заявил, что «уровень поддержки правых на Дальнем Востоке традиционно ниже, чем на Урале и Северо-Западе», поэтому нужно дождаться окончательных результатов. «Для нас любой результат будет маленьким», — уверенно заявил он. Однако на вполне безобидный вопрос корреспондента «Газеты.Ru»: «Как настроение?» — Немцов неожиданно сорвался. «Когда вам говорят, что идут фашисты, не надо на следующий день писать, что это пиар. Написали, а теперь сами смотрите, что получилось… Молодцы!», — злобствовал Немцов, оглядывая журналистов. «Но ведь и вы виноваты», — робко вставил кто-то. «Конечно, любимой и дорогой партии СПС тоже достанется», — язвительно заявил Немцов. Правда, через 10 минут он уже шутил. «Вот, событие дня! Щенки родились. Два рыжих, четыре черных, из них два кудрявых и один косоглазый. Вот такая Дума», — издевался он. Все это было похоже на истерику.

«В ЦИК звонили телефонные террористы. А у нас тут такая скукотища», — жаловалось корреспондента РИА «Новостей».

«А в ‘Единой России’ уже водку ‘Старая Москва’ дают», — завистливо протянул кто-то из журналистов, покосившись на стройные ряды минералки на столах.

Действительно, штаб СПС представлял собой сонное царство. Периодически из кабинетов, чтобы размять ноги, вылезали изможденные и помятые сотрудники, и только глава предвыборного штаба Альфред Кох ничуть не хотел спать и передвигался по штабу пританцовывая и посвистывая.

Первой около 22:00 уехала Ирина Хакамада с букетом цветов. В дверях она столкнулась с женой и дочерью Немцова, которые заехали в штаб на часок. Дочка Жанна сообщила, что на выборах мэра Москвы она проголосовала против Юрия Лужкова. Все понимающе улыбнулись.

Неотлучно сопровождавший Чубайса зампред правления РАО «ЕЭС» Леонид Гозман пытался изображать оптимизм. «Мы в 95-м году проиграли, а в 99-м выиграли, теперь в 2007-м выиграем», — сообщил он корреспонденту «Газеты.Ru». Он подтвердил слова своего шефа, что «эта катастрофа создана Кремлем, они спохватились, но поздно». «А когда спохватились, стали отрубать «Родину» от телеканалов, но это не помогло», — рассказал он. По его словам, либерал-демократы – это те же самые национал-социалисты, поэтому они и получили столько голосов.

Вскоре из штаба уехали и остальные лидеры СПС. Попытки договориться с ними об интервью в понедельник ничем не увенчались. Немцов заявил, что уже утром уедет в Нижний, а приехав туда, отключит все телефоны, чтобы его «не доставали». О намерении уединиться и попытаться осмыслить произошедшее заявила и Ирина Хакамада. Решил сделать перерыв в общении с прессой и Анатолий Чубайс – как заявила пресс-служба партии, ее лидеры в ближайшие дни вообще не намерены давать никаких персональных или совместных пресс-конференций.

В Киевской Руси «Яблока» тоже не было

В штабе «Яблока» несмотря на результаты выборов траурные настроения присутствовали в куда меньшей степени. Из первых появившихся данных ЦИК следовало, что «Яблоко» набрало чуть больше трех процентов и в следующую Думу не попадет. В штабе по этому поводу грустить не стали. Буквально через десять минут после неутешительных известий из кабинета вышел Григорий Явлинский и бодрым голосом заверил журналистов, что расстраиваться из-за Дальнего Востока не нужно, потому что у них там с голосованием за демократические партии так происходит всегда. В итоге же по России «Яблоко» обязательно наберет свои шесть или даже восемь процентов.

— Чем ближе к европейской части России, тем веселее будут результаты, — уверенно заключил Явлинский и повторил эту фразу из разных концов комнаты для прямого эфира нескольких телеканалов.

Спустя час, а потом и два, результаты по «Яблоку» не стали веселее ни на одну десятую процента.

— Ну это же совершенно понятно и очень просто, — заново стал объяснять Явлинский. – Когда на Дальнем Востоке не было света, там голосовали за КПРФ. Теперь, когда нет ни света, ни воды, там голосуют за ЛДПР.

— Что же должно такое случиться, чтобы стали голосовать за «Яблоко»? – стали допытываться журналисты.

— Ну, по крайней мере, для этого нужно, чтобы свет и вода были.

После этого в штабе стали накрывать столы, резать яблоки и разливать в пластиковые стаканы белое и красное.

Потом туда пришел Владимир Лукин. Он был в джинсах и выглядел очень по-домашнему. Известия о сокрушительной победе «Единой России» и о том, что «Яблоко» в Думу может не пройти вообще, он встретил до обидного равнодушно. Пока Вешняков объявлял новые проценты, Лукин на ходу напевал: «Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц…». Он совершенно точно имел в виду не «Яблоко» и наверняка даже не «Единую Россию», а то, что сам в этот момент поднимался по лестнице.

— Шекспировских страстей вы от меня не дождетесь, — сразу предупредил Лукин, но журналисты не отставали, чем доставляли ему явно гораздо больше беспокойства, чем регулярные сводки ЦИК.

— Вы что, замечаете у меня признаки паранойи или неврастении? – живо поинтересовался Лукин. –

Я не оптимист и не пессимист, я нормальный человек. И кроме того историк. Вот в Киевской Руси тоже «Яблока» не было. И если в Думе не будет, то на тысячелетней истории это вряд ли отразится.

Несмотря на это, в комнате этажом ниже все-таки нервничали. Там почти не было репортеров, зато были компьютеры с данными от наблюдателей «Яблока» с избирательных участков по всей стране.

— Как-то странно получается, — в сердцах отодвинулся от монитора один из сотрудников. — Уже вторые выборы подряд в одном и том же округе отключают электричество. А как включают, у наших сразу на несколько тысяч голосов меньше. Об этом можно писать, только на меня не ссылайтесь.

Иногда волнение передавалось Сергею Митрохину, которого по мажоритарному округу в Бабушкинском районе одолевал конкурент из «Единой России». Тогда Митрохин узнавал от наблюдателей, сколько они на его участках нашли лишних бюллетеней и где их не пустили считать голоса, приходил от этого в ужас и шел пересказывать все журналистам.

Около двух ночи из Останкина вернулся Явлинский. За время его отсутствия результаты к лучшему не изменились. А уже после трех, когда Вешняков сообщил, что у «Яблока» все те же четыре с небольшим процента, сотрудники штаба поскучневшими голосами стали советовать всем разъезжаться по домам спать. 175 аккредитованных журналистов последовали этому совету, тем более что сам Явлинский тоже уехал отдыхать. Его пресс-конференция намечена сегодня на вторую половину дня.

«Зюганов все еще с нами?»

Предвыборный штаб коммунистов традиционно располагался в «Росагропромстрое». Затертая ковровая дорожка вела от входа в актовый зал, где на огромный экран с опаской посматривали рядовые члены партии и сочувствующие.

— А где Зюганов? Он с нами? — взволнованно интересовалась женщина у строгого мужчины с бордовым флажком на груди.

— С нами. Он должен быть здесь, — уверенно отвечал тот.

Зюганов действительно не поехал в телецентр и все время находился в штабе, как и все остальные члены ЦК партии. Они заседали в небольшом кабинете, охраняемом дружинниками с красными повязками. Там, сидя за круглым столом, они вглядывались в телевизор и созванивались с наблюдателями на участках. Результаты были неутешительны.

Победу в штабе КПРФ не праздновали, но и поражение никто признавать не соглашался. «Рано вы нам сочувствуете, мы еще сами все подсчитаем», — улыбаясь, успокаивал кого-то по телефону молодой партиец. Однако ближе к двум часам стали пить горькую. Правда, то ли коммунисты были готовы к поражению, то ли просто избирательного бюджета на всех не хватило, однако все, включая членов партии, угощались в буфете с совсем не коммунистическими ценами. Так, один бутерброд с вареной колбасой стоил 10 рублей, а за яйцо под майонезом с членов партии и гостей требовали все 25. «Водку можно купить подешевле тут недалеко, за углом», — доверительно сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» юноша с бейджем «Служба безопасности КПРФ». Правда, воспользоваться его советом никто не успел: штаб закрылся из-за внезапного отъезда всего руководства КПРФ на отдых.

«На сегодня выступлений и комментариев от представителей КПРФ не будет», – сказал аккредитованным в пресс-центре журналистам представитель пресс-службы КПРФ. И посоветовал обращаться после 10.30 уже в Госдуму, куда Зюганов приедет с раннего утра. Вскоре лидер КПРФ покинул штаб, так ни с кем и не пообщавшись. Вид у него был невеселый. «Когда издеваются – радоваться нет смысла», - пояснил он на ходу корреспонденту «Газеты.Ru».

«Путина – в Верховные Правители!»

Такого благодушия, которое царило в штабе Либерально-демократической партии в ночь подсчета голосов, не было, наверное, даже в декабре 1995 года. Тогда победа партии на выборах оказалась полной неожиданностью, а сегодня к ней заранее готовились, она была очевидна по всем социологическим опросам. Сотрудники штаба даже устроили свой тотализатор: кто-то прогнозировал родной партии 22%, кто-то 23, а некоторые даже поставили на 30%.

Сам глава партии, которого его соратники называют «шеф», по окончании голосования появился в штаб-квартире почти с часовым опозданием от графика. Владимир Жириновский был во все той же ярко-красной рубахе, в которой его можно было видеть в разных студиях останкинского телецентра, но вид у него был уже порядком уставший.

Жириновский, несмотря на свои дневные заявления, что его партия будет главной оппозиционной силой в новой Думе, в стенах родной штаб-квартиры с ходу назначил своим единственным союзником «Единую Россию», хотя и признал наличие с ней некоторых разногласий. Отвечая на вопросы журналистов, Жириновский заявил, что в первую очередь в новом парламенте он поднимет вопрос о всеобщей амнистии («В наших тюрьмах сидят женщины и дети. 800 тысяч надо выпустить на свободу, а оставить в колониях лишь 200 тысяч убийц и мошенников»). Затем в планах ЛДПР значится переименования главы государства из президента в Верховного Правителя и увеличение срока полномочий этого лица с четырех лет до семи. О себе Владимир Вольфович тоже не забыл – он готов продлить срок депутатских полномочий с 4 до 6 лет.

Не обошлось и без курьезов. Так, на вполне благожелательный вопрос журналистки русского канала телевидения Латвии Жириновский пообещал отправить ее в велопробег по маршруту Магадан – Чукотка (видимо, уставший от теледебатов политик попросту ухватился за ключевое слово Латвия). А вполне корректных корреспондентов телевидения Венгрии глава ЛДПР обрадовал тем, что в новой Думе он будет настаивать на том, чтобы Россия прекратила закупать «грязные автобусы ‘Икарусы’».

Помянув недобрым словом еще и «холодное озеро Балатон», Жириновский вдруг спохватился и поведал собравшимся о своей любви к Венгрии и даже рассказал о незабываемых впечатлениях юности от встреч с девушкой Аникой из венгерского города Дебрецен.

Пообещав напоследок, что СПС и «Яблоко» не перешагнут пятипроцентный барьер, Владимир Жириновский удалился, изъявив вполне понятное после почти суточного марафона желание поспать пару часов перед утренним эфиром на телевидении. Девушки в синих куртках из группы поддержки ЛДПР, дожидавшиеся вице-спикера прежней Думы на морозе до трех часов ночи, могли, наконец, отправляться по домам. Ну а в штабе в этот момент начали открывать бутылки с водкой «Жириновский».

В «Родине» до утра не решались выпить

В штабе блока «Родина» праздновать победу начали уже в 21.45, после того, как стало ясно, что первые результаты, пришедшие с Дальнего Востока – не случайность. После короткой речи лидера блока Сергея Глазьева, заявившего, что он доволен предварительными итогами выборов в Госдуму, в штабе открыли две бутылки «Советского шампанского». Однако сами пить не стали, предложив его журналистам – как пояснили сотрудники штаба, они не хотели сглазить победу. Продержались штабисты еще почти два часа, пока ближе к полуночи не стало ясно, что блок действительно одержал победу. Однако и тогда выпивать не стали – ждали пока из телецентра в штаб вернуться лидеры блока Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин. Там их все это время терпеливо дожидались члены первой пятерки Виктор Геращенко, Сергей Бабурин и Георгий Шпак. Последний признался корреспонденту «Газеты.Ru», что результаты выборов для него являются сенсационными – он и его товарищи рассчитывали набрать «немногим более 5%».

«Газета.Ru» пыталась аккредитовать своих корреспондентов и в штаб «Единой России» для наблюдения за тем, как партийные функционеры будут праздновать победу, однако в аккредитации нам отказали со следующей формулировкой: «В эту ночь мы хотели бы видеть у себя дома только друзей, вы к ним не относитесь».

Новости и материалы
«Инициативу проявил мужчина»: Ольга Бузова об Олеге Майами
Песков прокомментировал телефонный разговор Путина и Шольца
Комментатор не жалеет, что назвал Дзюбу псиной
Стал известен стартовый состав «Зенита» на матч с «Фенербахче»
В Абхазии увеличилось количество пострадавших при беспорядках
В Кремле заявили, что Путин обсудил с Шольцем мирные инициативы по Украине
Жена Евгения Петросяна восхитила фанатов фото с бантом: «Куколка»
Названо число российских туристов, которые сейчас находятся в Абхазии
Новую коллекцию Zara сравнили с образами героев из «Иронии судьбы»
В Кремле рассказали, в чем заключается важность беседы Шольца и Путина
В Москве загорелась квартира российского миллиардера
Певица Кеша в юбке с разрезами на ягодицах потеряла туфли на премии
В Абхазии оппозиция предложила премьеру стать исполняющим обязанности президента
Захарова резко отреагировала на слова Шольца об Украине в его разговоре с Путиным
Оппозиция Абхазии заявила, что президент согласился уйти в отставку
Дочь Виктории Бони попросила забрать ее из Лондона
Дочь теннисиста Кафельникова снялась в цирковых образах
В Северной Осетии женщина обворовала свекровь, чтобы оплатить лечение от рака
Все новости