Исполняющий обязанности ректора Российского университета дружбы народов (РУДН) Дмитрий Билибин подал в отставку. Он сообщил об этом в четверг на встрече со студентами. По словам ректора, он подал министру образования Владимиру Филиппову прошение об отставке накануне вечером, объяснив это тем, что «считает себя ответственным за все, что происходит в университете, а значит ответственным и за трагические события с пожаром». Как сообщили «Газете.Ru» источники в Министерстве образования, формально министр образования отставку Билибина принял, однако попросил его продолжить работу, пока ситуация в университете перестанет быть чрезвычайной.
А атмосфера в вузе сейчас только накаляется.
Среди студентов все чаще идут разговоры о том, что погибших при пожаре было гораздо больше, чем заявлено в официальном списке.
По данным «Газеты.Ru», полученным из нескольких осведомленных источников в администрации РУДН, сразу после трагедии стали составляться два списка. Один из них был официальный, в нем фигурировали 37 погибших, другой – неофициальный, в котором, кроме погибших, числились и пропавшие без вести. Во втором списке 53 имени – помимо официально проживавших в шестом блоке студентов там есть еще и «нелегалы». Среди них, по сведениям «Газеты.Ru», были две российские студентки. Накануне администрация закончила корректировать первый список и отдала его следователям. О пребывании в общежитии еще 16 посторонних в момент пожара никто не знал — они нигде не значились, а сколько людей в ночь на 24 ноября находилось в шестом блоке до пожара, никто не считал.
Сложности с уточнением списков погибших связаны еще и с тем, что опознать трупы до сих пор не удалось.
По данным прокуратуры Юго-Западного округа, к четвергу опознаны тела только 16 человек. При этом семерых погибших опознать в ближайшее время вообще вряд ли удастся, так как они сильно обгорели.
Студенты РУДН, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «Газеты.Ru», говорят, что вероятность того, что в огне погибли гости общежития, очень велика. Ведь, по их словам, заплатив коменданту 50 рублей, в здание общежития всегда мог пройти любой желающий. Только после пожара коменданты стали требовать у студентов пропуска и не пускать посторонних.
Было много и других нарушений, которые привели к трагедии. В комнатах постоянно была перегрузка электросети – за определенную плату можно было пользоваться чайниками, плитками, электронагревателями и другими электроприборами большой мощности, официально запрещенными. Кроме того, в общежитии текли краны, что вызывало опасность короткого замыкания. Электророзетки также необходимо было менять, но, как всегда, электрика приходилось чуть ли не силой тащить в общежитие, о чем студенты-иностранцы в отличие от русских даже не догадывались. Некоторые из них сами устанавливали себе розетки, приклеивая их к стене скотчем. Наконец, запасные выходы во всех общежитиях закрыты и по сей день, а в одном из корпусов сейчас нет ни одного огнетушителя.
Студенты РУДН сами пытаются исправить ситуацию, запасаясь веревками и фонариками.
А во вторник около ста учащихся университета, среди которых было только трое русских, потребовали принятия срочных мер от руководства вуза. На встречу со студентами и. о. ректора Билибин не пришел, вместо него были два проректора по хозяйственным вопросам и организации противопожарной безопасности – Геннадий Ермолаев и Евгений Куницын. Студенты потребовали открыть запасные выходы в общежитиях, сделать разветвление вахты, поставить больше огнетушителей, оборудовать этажи канатами для эвакуации при пожаре, закупить средства индивидуальной защиты, купить тенты для того, чтобы во время ЧП избежать падения людей из окон на землю. Наконец, они предложили купить машину с лестницей, чтобы эвакуировать людей с верхних этажей.
Совещание длилось три часа, в итоге руководство согласилось купить машину, тенты и поставить двери, которые будут автоматически открываться в случае роста температуры в корпусе общежития. Ожидается, что все это будет закуплено в следующем году. Пока же в студгородке идет большая проверка. Очевидно, она приведет к неутешительным результатам.
Первая комиссия прошла по зданиям студгородка еще в понедельник, сразу после пожара. Тогда у студентов стали отбирать электрочайники и плитки. В среду снова пришла комиссия. Как говорят студенты РУДН, в каждой комнате электрики нашли по три-четыре нарушения. «Большинство нарушений не относилось к студентам – речь идет о плохих розетках, штепселях, текущих кранах и других неполадках, которые должна устранять администрация», — говорят учащиеся вуза. Сейчас в общежитиях уже действует новый приказ – изъятию подлежат не только нагреватели, электрочайники, плитки, но даже компьютеры и телевизоры, то есть приборы, не требующие большой мощности. «Да, система проверок заработала, хотя это ничего не означает, — говорят в РУДН. — Просто все стали прятать чайники и платить больше денег на вахте за проход посторонних».
Возможно, эти меры все-таки окажутся действенными. А если бы их приняли заранее, гибели десятков людей можно было избежать.
Еще в марте этого года сотрудники УГПС проводили проверку в общежитиях РУДН и привлекли Дмитрия Билибина к административной ответственности за нарушения правил противопожарной безопасности. Пожарные тогда заметили, что в общежитиях университета отсутствует система оповещения, противопожарная сигнализация, а на окнах многих комнат установлены металлические решетки. Также администрация и студенты не прошли соответствующий инструктаж по технике безопасности в случае возникновения пожара.
Руководству университета было предписано устранить выявленные недостатки. Однако предписания так и остались невыполненными. Сам Билибин объяснил это отсутствием денег. Тогда пожарные и администрация составили план мероприятий, на осуществление которого университету надо было потратить почти год. «Мгновенно все замечания устранить невозможно, но с ними работали, такой план действует, и много уже было сделано», — отметил Билибин. Он сообщил, что с 1 января 2003 года на пожарную безопасность университет потратил 850 тыс. руб. В общежитиях были поставлены телефоны, кнопки сигнализации, заменены и перезаряжены все огнетушители, полностью проверены гидранты, которыми пользовались во время пожара, а чердаки были обработаны огнезащитными средствами. По его словам, год назад была заменена вся электропроводка. Однако, как заявили сами студенты, ремонт был косметическим – в зданиях покрасили стены и постелили новый линолеум, проводку не трогали – она внутристенная, и заменить ее сложно.
Сейчас прокуратура Москвы рассматривает три версии причин пожара: неисправность электробытовых приборов, замыкание электропроводки, неосторожное обращение с огнем.
В больницах сейчас находятся 167 пострадавших, восемь из них в крайне тяжелом состоянии, 33 — в тяжелом. Всего в 6-м корпусе общежития проживали 282 человека по два-три человека в каждой комнате. В целом же в РУДН было 14 пятиэтажных общежитий и четыре корпуса по 16 этажей. По мнению и. о. ректора РУДН, «обеспечить их все одномоментно противопожарными средствами невозможно». Теперь же оказалось невозможным расселить всех пострадавших студентов в свободные помещения. Как сообщил министр образования Филиппов, выступая во вторник на коллегии министерства, студентов поселят в только что отремонтированный первый корпус. Однако уже в среду в вузе появился приказ о том, что пострадавших будут подселять в другие корпуса: «В связи с трагическими событиями в комнаты на двух человек будут подселять третьего человека, в комнату на трех – четвёртого», — говорится в заявлении. Таким образом, трое студентов будут жить в комнате размером 12–13 кв. метров, а четверо студентов поселятся в комнатах площадью 18 кв. метров. Как отмечают студенты, в студгородке пустует целый корпус, который называют «элитным» — проживание там стоит от $300 до $2 тыс. в год. Ожидается, что на этой неделе туда заселят прибывающую группу новых студентов – около 300 человек, готовых в отличие от погорельцев заплатить деньги.
По решению Филиппова, со всеми этими проблемами придется разбираться Дмитрию Билибину, хотя он и решил отказаться от своих полномочий.
Дмитрий Билибин занимает пост и. о. ректора с 1998 года, с тех пор как бывший ректор вуза – Владимир Филиппов – ушел работать министром.
Как говорят источники «Газеты.Ru» в РУДН, сам Билибин неохотно принял пост ректора, желая при первой возможности отказаться от него и оставить в своем подчинении только кафедру на медицинском факультете. Теперь же ему придется пережить весь скандал самому, затем уйти в отставку, а возможно, и под суд.
Сейчас расследование причин пожара ведут сразу шесть комиссий, в том числе следователи прокуратуры и независимая комиссия МЧС России. Последние уже несколько раз заявляли о причастности администрации вуза к случившемуся. Ожидается, что результаты расследования станут известны только к январю следующего года. Если Билибина признают виновным в нарушении правил техники безопасности или в халатности, то уголовной ответственности ему не избежать. Остается лишь надеяться, что и в Министерстве образования удастся привлечь к ответственности чиновников, которые должны были регулярно проверять и финансировать подконтрольное им «детище Филиппова».