Господин Жуков признал, что бюджет прошел всю необходимую юридическую процедуру и может быть принят. И тут же сообщил, что впервые в новой российской истории перед депутатами раскрылись секреты расходов страны на оборону. Узнав об этом, депутаты даже слегка зашумели, но тут же и проголосовали, но как-то недружно: всего 240 за при 151 против.
Не слишком бурная реакция на слова Александра Жукова о раскрывшихся военных тратах объяснялась тем, что накануне Cовет Думы условился покончить с работой уже к 14 часам, а надо было принять еще несколько законопроектов.
Рассекреченные сведения довольно интересны: из 344,5 млрд рублей, заложенных в бюджете 2003 года на национальную оборону, теперь известно, куда пойдут 215,6 млрд — это, в частности, реализация военной реформы и финансирование органов государственной безопасности. Настояли на раскрытии военных тайн правые, а правительство не стало особенно возражать.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает бюджет 2004 года нормальным с точки зрения сбалансированности. К недостаткам документа профессор Ясин отнес недофинасирование регионов и местного самоуправления, а к отрицательным качествам — ярко выраженную милитаристскую направленность.
В целом же главный финансовый документ следующего года прошел весь необходимый путь в Думе строго по расписанию, не задержавшись ни на день. Параметры его по сравнению с первым чтением не изменились: расходы утверждены в сумме 2 659 447 млн рублей, доходы — в сумме 2 742 850,4 млн рублей. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта составляет 15 300 млрд рублей. Уровень инфляции должен составить 10% (декабрь 2004 года к декабрю 2003 года).
Из превышения доходов бюджета над расходами в сумме 83 млрд 403,4 млн рублей в 2004 году составится (впервые в российской истории) стабилизационный фонд. Это главная новация бюджета. Создается стабфонд на случай, если упадут цены на нефть. Базовая цена нефти марки Urals (цена, при превышении которой сверхдоходы федерального бюджета отправляются в стабилизационный фонд) установлена в размере $20 за баррель. Источниками формирования фонда определены доходы, непосредственно зависящие от цен на нефть: экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых.
Полученные средства позволено вкладывать в высоколиквидные ценные бумаги иностранных государств. Все протесты депутатов по поводу того, что таким образом будут финансироваться экономики иностранных государств, правительство отвергло. Тратить стабилизационные деньги можно будет только в том случае, когда цена на Urals опустится ниже $15 за баррель.
После принятия бюджета довольный министр финансов и заместитель председателя правительства Алексей Кудрин заявил, что главным событием бюджетного процесса нынешнего года считает принятие стабилизационного фонда:
— Мы научились жить по средствам! Мы навсегда ушли от возможности дефолта, сократились риски в экономике. Слава богу, нынешний состав Государственной думы извлек урок из дефолта 1998 года.
К заслугам депутатов (и правительства, разумеется) министр Кудрин отнес снижение в будущем году до 18% налога на добавленную стоимость и отмену налога с продаж. Нравится вице-премьеру и сбалансированность бюджетов субъектов федерации. Особенно же господин Кудрин отметил, что бюджет прошел через Государственную думу как никогда спокойно, без популистских поправок. По его мнению, бюджет будущего года будет принят еще легче, и это хорошо, поскольку самые важные реформы в российской экономике только начинаются.