В среду командование ВВС России частично сняло запрет на полеты стратегических бомбардировщиков Ту-160, введенный 18 сентября этого года после катастрофы одного из самолетов этого типа в Саратовской области. Тем не менее снятие запрета означает, что расследование причин первой катастрофы стратегического бомбардировщика Ту-160 под именем «Михаил Громов» практически завершено. Как сообщил «Газете.Ru» источник в комиссии по расследованию этого происшествия, специалистам удалось сымитировать ситуацию на борту самолета и выяснить, что стало причиной взрыва.
По мнению комиссии, взрыв Ту-160 произошел из-за «схлопывания» топливного бака. Стенки кессона (полая емкость центроплана, который используется в качестве бака самолета) не выдержали разницы внутреннего и внешнего давлений. Когда нагрузка превысила критическое значение, бак «схлопнул».
Катастрофу «Михаила Громова» специалисты сымитировали на военном аэродроме в Жуковском под Москвой. На взлетной полосе аналогичному бомбардировщику Ту-160 создали условия, в которых в сентябре на высоте 1200 м над землей оказался самолет под командованием Юрия Дейнеко. Топливо из бака в обычном режиме начали забирать в двигатели, однако дренаж (поддув воздуха в бак) перекрыли. Из-за этого в кессоне центроплана стремительно начало падать давление. По словам источника «Газеты.Ru» в комиссии по расследованию, «ситуация из сложной моментально перешла в разряд катастрофической», и в считаные секунды после начала имитации подопытный Ту-160 частично разрушился. Таким способом специалисты подтвердили свою догадку о настоящей причине взрыва.
Центроплан представляет собой цельносварную титановую конструкцию длиной 12,4 м и шириной 2,1 м. Он встроен в центральную часть планера и принимает на себя все нагрузки от консолей (шарниров) крыла. На нем также находятся мотогондолы (в них попарно установлены силовые установки). Титановый сплав предусматривает высокую надежность центроплана, поэтому с самого начала ее разрушение казалось конструкторам Ту-160 странным. Только взрыв большой мощности мог разрушить балку.
До сих пор выдвигались самые разнообразные версии происшествия. Некоторые специалисты предполагали, что самолет воспламенился из-за газового облака над станцией подземного хранения газа недалеко от поселка Степное, где Ту-160 пролетал в тот момент. Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков вообще заявил, что бомбардировщик могли взорвать, настолько был непонятен характер разрушения балки. Наиболее правдоподобной версией некоторое время оставалось то, что взрыв спровоцировали возгорания в двигателях с левой стороны. Но уже в первую неделю расследования стало ясно, что силовые установки не были причиной взрыва.
В ходе имитации авиакатастрофы специалисты выяснили, что пожар в двигателях начался уже после того, как пошел процесс «схлопывания» бака.
Свои результаты комиссия представит в начале следующей недели министру обороны Сергею Иванову. Правда, на этом расследование не завершится. До сих пор неизвестно, почему вышла из строя система дренажа самолета и в бак перестал поступать воздух. Причину комиссия будет выяснять непосредственно с конструкторами бомбардировщика. Пока главный конструктор АКБ имени Туполева Валентин Близнюк отказался комментировать «Газете.Ru» первые результаты расследования. По его словам, военные официально ничего не сообщили о результатах эксперимента создателям Ту-160.
Кстати, источник в комиссии по расследованию причин катастрофы подчеркнул, что в связи с важностью происшествия специалисты действовали в экстренном режиме. На расследование ушло чуть больше полутора месяцев, хотя обычно из-за нехватки людей и недофинансирования следствие длится годами. Сейчас перед комиссией стоит несколько другой вопрос: когда государство возместит затраты на эксперимент?