Совсем недавно, в сентябре, Расул Гамзатов отпраздновал свое 80-летие и стал десятым человеком, получившим высшую государственную награду России — орден Андрея Первозванного. Вероятно, он был самым известным кавказским поэтом, его стихи переведены едва ли не на все языки мира (совсем недавно в Англии изданы его сонеты в переводе Уолтера Мэя), думается, нет в России человека, не слышавшего его «Журавлей». Сегодня утром он умер в московской больнице.
Гамзатов родился в селе Цада Хунзахского района Дагестана, в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Работал школьным учителем, помощником режиссера в театре, журналистом в газетах и на радио, с 14 лет печатался в дагестанских изданиях. В 1943 году у Расула Гамзатова вышла первая книга, переведенная на русский язык – сборник стихов «Пламенная любовь и жгучая ненависть».
Его всегда любила власть – Государственная премия СССР, Ленинская премия и еще куча премий рангом поменьше, Депутат Верховного Совета СССР, член Президиума Верховного Совета СССР, ордена, медали, загранпоездки, книги миллионными тиражами на десятках языков мира… Брежнев не мог слушать «Журавлей» без слез. Однако, в отличие от множества номенклатурных поэтов, Гамзатова любили и, что гораздо важнее, уважали не только власти. В последние годы он оставался едва ли не единственным человеком, чей авторитет на Кавказе был непререкаем.
На своем 70-летнем юбилее он заявил Джохару Дудаеву: «Почему грузин должен быть независим от армянина, а чеченец — от аварца? Независимых людей и наций нет!» — и тот, не найдя что ответить, незаметно уехал.
В начале 90-х годов, в разгар сепаратистских настроений в Дагестане, Гамзатов с присущей ему афористичностью отрезал: «Дагестан никогда добровольно в Россию не входил и никогда добровольно из России не выйдет».
Раньше часто шутили, что поэтов из национальных республик «сделали» переводчики, однако попытка сказать это про Гамзатова в присутствии аварцев, читавших его стихи в подлиннике (а других аварцев просто не существует в природе), всегда была чревата крупными неприятностями. Он действительно был очень талантливым поэтом и, возможно, поэтому никогда не уставал вспоминать всех тех, кто доносил его стихи до людей. На смерть Яна Френкеля он отозвался пронзительным стихотворением.
Гамзатов был очень веселым человеком, поэтому про него ходило множество анекдотов, которые он сам с удовольствием пересказывал, уверяя, что это чистая правда. Про похвалу буфетчицы Дома литераторов: «Только Гамзатов правильно сказал: «Дайте один кофе» и ее разочарование после «…и один булочка». Про знаменитую фразу в разгар антиалкогольной компании и запрещения продажи спиртных напитков на съезде Союза писателей: «Ну что ж. Будем приносить в себе».
В последние годы шутки его становились все грустнее и грустнее. Недавно на вопрос о здоровье он ответствовал: «Непорядочно быть здоровым в этом больном мире».
Похороны поэта состоятся 4 ноября в Махачкале.