Указ об увольнении Александра Волошина был обнародован пресс-секретарем президента Алексеем Громовым за час до полуночи 30 октября. Когда именно он был подписан, пока никто не знает. Не исключено, что в еще минувшую субботу вечером. Именно тогда по Москве поползли первые слухи о том, что Александр Волошин, узнав об аресте Михаила Ходорковского, написал заявление об отставке. Путин от него такого шага не ждал. Во всяком случае, к столь демонстративной отставке ни он, ни его питерские товарищи, выходцы из спецслужб, не были готовы. Волошина, судя по всему, попросили задержаться, чтобы еще более не усугублять ситуацию на фондовой и валютной биржах, которые и без того в этот понедельник открылись в полной панике. Отказывать Путину в этой просьбе и демонстративно хлопать дверью Александр Стальевич не стал. Возможно, свою роль в этом решении сыграли три уголовных дела, которые заведены на Волошина по фактам его коммерческой деятельности до прихода на работу в Кремль и до сих пор не были закрыты.
С субботы и вплоть до сегодняшнего вечера в Кремле активно искали замену. Назывались самые разные, порой невероятные кандидатуры — от замглавы администрации Виктора Иванова, являющегося одним из вдохновителей атаки на ЮКОС, до министра обороны Сергея Иванова.
Где-то в середине списка мелькали фамилии Дмитрия Козака, Владислава Суркова, того же Дмитрия Медведева. Выбор Путина остановился в конце концов на последнем. Причем, по нашей информации, решение о его назначении на место Волошина было окончательно принято еще во вторник вечером. Почему тогда об этом было объявлено лишь двое суток спустя?
Ответ, возможно, кроется в обстоятельствах, предшествовавших в четверг появлению указа о снятии Волошина. Как известно, весь вечер Владимир Путин провел в кампании группы крупных российских и иностранных инвесторов (всего 18 человек), разъясняя им «политику партии» в отношении новых экономических и политических реалий в России, наступивших с момента ареста Ходорковского. Глава государства явно пытался их успокоить, заверить в том, что ничего особого в России не происходит, что случай Ходорковского особенный и наступления на права всех собственников не будет. Возможно, дал какие-то устные гарантии. Не исключено, что в ответ Путин сам получил от инвесторов обещание, что они дадут Кремлю время подтвердить слова делами. После этого можно было объявить и об отставке Волошина.
Хотя не исключено и иное объяснение: в преддверии пятничного обвала на биржах, узнавших об аресте акций ЮКОСа за пять минут до закрытия торгов в четверг, в Кремле решили не растягивать «ужас» еще на неделю и обвалить рынок сразу на максимальную глубину. В конце концов, для него уже сложно придумать еще более плохие новости, чем те, что появлялись из Кремля и Генпрокуратуры в течение всей этой недели.
Путин явно понимает это и пытался рокировкой в своем окружении слегка подбодрить рынок. Не случайно главой администрации стал Дмитрий Медведев, работавший последние два года первым заместителем Волошина.
Тем самым хозяин Кремля, видимо, пытается продемонстрировать некую либеральную преемственность, о которой было бы невозможно говорить в случае прихода на пост главы администрации одного из «питерских чекистов» или близкого им Сергея Иванова.
О сохранении противовеса «силовикам» в окружении главы государства говорят и два других сегодняшних назначения, последовавших после отставки Волошина. Первым заместителем главы администрации назначен Дмитрий Козак, курировавший судебную реформу, а в последнее время занимавшийся федеративной реформой и реформой госслужбы. Кроме того, замом главы администрации назначен Игорь Шувалов, который всего лишь в июне этого года был назначен помощников президента и одновременно куратором созданной в Кремле рабочей группы по выработке стратегии развития страны. Не уходит из Кремля пока и Владислав Сурков; Путин в среду публично объявил сенаторам на Госсовете, что именно он лично «отвечает за выборы». Кроме того, Александр Волошин в начале недели встретился со всеми идейно близкими заместителями и попросил каждого из них «не спешить уходить вслед за ним».
То есть на первый взгляд все не так страшно и полной победы «питерских чекистов» в Кремле не произошло, они не смогли выбить из окружения Путина всех либералов. Однако не нужно забывать, что и их нынешние «скромные» должности позволили им успешно организовать атаку на ЮКОС, получив, как сегодня уже всем очевидно, благословение и моральную поддержку главы государства. В этой связи произошедшая рокировка — скорее всего, желание выстроить некую ширму, скрыть за ней истинные изменения в окружении Путина, которые уже начались и будут происходить следующие пять месяцев — до президентских выборов в марте 2004 года. Причем ширма эта нужна в первую очередь для западных партнеров, так как для многих в России все встало на свои места еще в минувший понедельник, когда Путин потребовал прекратить истерику вокруг травли ЮКОСа и объявил, что никаких «торгов» с прокуратурой не будет.
Ну и наконец, назначение Медведева, Козака и Шувалова в первую очередь выгодно самому Путину, так как позволяет ему сохранить определенную независимость от того же Игоря Сечина и Виктора Иванова.
Тем самым выстроенная в Кремле еще при Ельцине система сдержек и противовесов как бы продолжает сохраняться, но уже не как механизм, позволявший главе государства принимать взвешенные решения и не зависеть ни от одной из окружающих его группировок, а как совершенно декоративный элемент.