Как сообщает «Би-Би-Си», испытания нового типа искусственной крови прошло в стокгольмском институте Karolinska. Предполагается, что теперь при недостатке донорской крови больным можно будет вводить жидкость, основой которой является порошкообразный субстрат, полученный из человеческой крови.
Для экспериментов шведы взяли американский заменитель крови Hemospan. В США его производителю пока не удалось добиться разрешения на испытания на людях, поэтому эксперимент и проводился в Европе. Субстрат опробовали на 8 пациентах, и руководитель эксперимента профессор Бенгт Фаргелль констатировал, что ни у одного из его подопечных не наблюдалось побочных эффектов — испытания заменителя в целом дали хорошие результаты.
Главным достижением разработчики считают то, что порошок, который при необходимости разбавляется физраствором, может храниться в течение нескольких лет (натуральная человеческая кровь пригодна к применению не больше 42 дней). Кроме того, синтетическую смесь можно переливать людям с любой группой крови.
По словам ведущего специалиста клиники, где проводился эксперимент, Пьера Ла Фоля, использование «сухой крови» приведет к «колоссальным изменениям в медицине». В частности, уже выяснилось, что искусственная кровь помогает пациентам быстрее выздороветь: синтетическая жидкость способна лучше натуральной доставлять кислород к жизненно важным органам больного. А это качество, считает Ла Фоль, поможет спасти многих больных-сердечников, требующих экстренного вмешательства врачей.
Не исключено, что в скором времени шведы начнут производить суррогат и из крови животных.
Профессор Бенгт Фаргелль подтвердил, что использование в качестве субстрата человеческой крови, объясняется лишь этическими соображениями. Но уже сейчас исследователи могут переливать людям кровь, изготовленную, например, на основе коровьей крови.
Однако, как отмечают шведские врачи, искусственная кровь пока не может быть полным заменителем натуральной. Ученые выяснили, что универсальная жидкость все же не обладает всеми необходимыми характеристиками натуральной крови. Поэтому заменитель может использоваться только в смеси с собственной кровью пациента.
Российские гематологи поздравили шведских коллег с достижением. Как пояснил «Газете.Ru» директор Института переливания крови ГНЦ РАМН Владимир Городецкий, эксперименты по созданию кровезаменителей ведутся с середины 60-х годов в разных странах мира. В России, например, уже в 1983 году научная группа, которой руководил 36-летний профессор Феликс Белоярцев, применила в качестве заменителя крови перфтораны (полностью фторированные углеводороды), так называемую «голубую кровь». Правда, открытие в подмосковном Пущино уникальной искусственной крови привело к трагедии. Против Белоярцева было возбуждено уголовное дело, ему предъявили обвинения в проведении опытов над людьми. В 1985 году Белоярцев покончил с собой, и исследования были прерваны до 1992 года. В 1996 году его препарат прошел новые клинические испытания и получил допуск к применению. Сейчас он выпускается в специально созданном ОАО «Научно-производственная фирма «Перфторан». В данный момент проходит третья стадия исследований кровезаменителя, после которой препарат можно будет вывести на международный рынок. «Перфторуглероды не стали панацеей, но у них есть своя и довольно большая ниша на рынке кровезаменителей», — говорит директор института переливания крови.
Второе глобальное направление в производстве кровезаменителей связано с сублимацией крови, пояснил Городецкий.
Прежде всего, в качестве универсального кровезаменителя используют экстракт гемоглобина из крови людей с первой отрицательной группой крови, которую, как известно, можно переливать всем людям: «В свое время мы тоже занимались созданием сублиматов, потом работы перешли в Санкт-Петербургский институт крови. И там такой препарат сделали». Скорее всего, Hemospan принадлежит именно к этой группе препаратов. Более подробно комментировать его «презентацию» ученый отказался до обнародования медицинских результатов эксперимента в научной периодике.
Также используют так называемый искусственный гемоглобин, выделенный из крови коров и очищенный от антител. В этом направлении работают несколько гигантских корпораций (например, Bayer), которые уже производят его в промышленных масштабах.
В последнее время, в связи с уменьшением числа доноров, ученые всего мира были вынуждены ускорить разработки искусственной крови. Кроме решения сугубо медицинских проблем, специалистов в области биотехнологии подгоняло еще и то, что выпуск искусственной крови обеспечит компании-производителю огромную прибыль. Рынок кровезаменителей оценивается примерно в $60 млрд. Правда, по словам Городецкого, все препараты страдают одним серьезным недостатком, который не позволяет стать им полноценными заменителями крови. Они выполняют только одну функцию крови — перенос кислорода. А все остальные пока не могут. «Есть, правда, способ — очистить эритроциты от антител, сохраняя их целостность. Но этот способ пока еще далек от выхода из лаборатории».